В Москве прошел смотр проектов, при подготовке которых применялись BIM-технологии
В Москве прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Лучшие мировые практики BIM-технологий в России». Специалисты отрасли поделились своими достижениями и планами в области внедрения технологий информационного моделирования в архитектурно-строительную практику. Кроме того, в рамках конференции состоялись представление и обсуждение лучших проектов, реализованных с применением BIM, и торжественная церемония награждения призеров III Всероссийского открытого конкурса с международным участием «BIM-технологии 2018». Как показала конференция, технологии информационного моделирования постепенно переходят из области теоретических штудий в практику российских строителей.
Один из свежих примеров использования BIM-технологий при проектировании технически сложных линейных объектов транспортной инфраструктуры — проект скоростной автомобильной дороги М-4 «Дон» на участке дальнего западного обхода Краснодара (ДЗОК). Приступить к строительству объекта планируется уже в этом году. Проект был представлен в деловой программе конференции.
Напомним, ДЗОК представляет собой новую скоростную дорогу категории 1Б протяженностью 51 км с разделенными встречными потоками и четырьмя полосами движения. Проект довольно сложный: в его составе — 24 искусственных сооружения, в том числе семь путепроводов тоннельного типа, а также 59 водопропускных труб. Заказчик — ГК «Автодор», генеральный проектировщик — АО «Институт «Стройпроект». В феврале текущего года проект получил положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России». Разработкой информационной цифровой модели объекта занималось ООО «С-ИНФО» (входит в структуру института). «В этом проекте мы впервые получили техническое задание от заказчика, в котором были прописаны требования к информационной модели», — рассказал руководитель направления информационного моделирования компании Игорь Рогачев.
В состав информационной модели ДЗОКа вошли четыре составляющих: модель территориального планирования, модель инженерных изысканий, предпроектная и проектная модели. На основе этих данных были проработаны варианты прохождения трассы. В результате заказчик утвердил вариант обхода, который соединит автомобильную краевую дорогу Краснодар — Темрюк — хутор Белый и федеральную трассу М-4 «Дон». При этом новый транспортный коридор обойдет существующую городскую агломерацию и зоны перспективной застройки.
«Суть BIM-технологии состоит в создании и использовании информационной модели объекта, включающей в себя строительную, технологическую и инженерную информацию, касающуюся всего жизненного цикла объекта, — отметил Игорь Рогачев. Это позволяет обеспечить оперативную взаимоувязку всех проектных решений, в режиме реального времени отслеживать ход реализации проекта и оптимизировать издержки на стадии эксплуатации объекта».
BIM эффективен не только для проектирования автомобильных дорог, но и при создании проектов инфраструктуры в других сегментах, например, аэропортов. Так, АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» применяло BIM при проектировании аэропорта «Мирный» в Якутии. Этот объект располагается рядом с действующим аэропортом, работе которого стройка не должна мешать. Поэтому точность расчетов и скорость строительства становятся критически важными условиями реализации проекта. «Мы хотели добиться грамотного проектирования и уменьшить количество глобальных ошибок в расположении объектов, — рассказал начальник архитектурно-строительного отдела института Артем Нефедов. — Ошибка при неудачном расположении даже одной радиолокационной станции могла бы обойтись заказчику дополнительно в один миллиард рублей».
Кроме того:
В рамках конференции состоялась торжественная церемония награждения победителей третьего Всероссийского открытого конкурса «BIM-технологии 2018». Он проводился по инициативе «Деловой России» при поддержке Минстроя России, Союза архитекторов и других организаций. В конкурсе приняли участие крупнейшие проектные и строительные организации, архитектурные бюро, разработчики программного обеспечения, студенты профильных вузов из Белгорода, Воронежа, Волгограда, Екатеринбурга, Красноярска, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России, а также из Республики Беларусь.
Победители определялись в десяти номинациях. Так, например, в номинации «Информационное моделирование жилых зданий» выиграло «Проектное бюро АПЕКС» с проектом многофункционального жилого комплекса на территории Бадаевского пивоваренного завода в Москве. Победителем в номинации «Информационное моделирование для объектов общественного назначения» стал «МодульТехСтрой» с проектом «Модульная пиццерия» (Санкт-Петербург). Проект АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» «Аэропортовый комплекс «Мирный» стал лучшим в номинации «Информационное моделирование для объектов инфраструктуры». А вот автором лучшей студенческой работы с использованием BIM-технологии стала Ксения Фомичева из Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета с проектом «Мобильное жилище в условиях стихийных бедствий».
Участвовавший в церемонии награждения заместитель министра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков поздравил конкурсантов, отметив, что уровень конкурсных проектов с каждым годом повышается. «Конкурс растет вместе с развитием технологий, в этом году заявлено почти сто проектов, — сказал замглавы Минстроя. — Информационное моделирование — это будущее строительной отрасли, и мы вместе с вами успешно движемся в этом направлении».
Номер публикации: №17 от 06.05.2019