Строительная отрасль Арктики, пришедшая после распада СССР в упадок, нуждается сейчас в новом импульсе для развития. Об этом заявил координатор НОСТРОЙ по Дальневосточному федеральному округу, генеральный директор ассоциации СРО «Союз строителей Якутии» Айхал Габышев на международной конференции «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов».
По его словам, жилищное строительство в Арктической зоне осуществляется в небольших размерах. При этом доля аварийного жилья здесь выше общероссийской. Так, в Республике Саха (Якутия) она составляет 23,4% (или 374,8 тыс. кв. метров), а в Аллаиховском районе — достигает 71,2%.
«Главная задача, которая поставлена Стратегией развития Арктической зоны РФ на период до 2035 года – предотвратить отток населения и довести ключевые показатели уровня жизни людей до уровня среднероссийских», – подчеркнул Айхал Габышев, добавив, что для этого, в первую очередь, необходимо обеспечить граждан качественным жильем.
Докладчик отметил, что в арктических районах рынок первичного жилья практически не развит. «У населения отсутствует возможность воспользоваться услугами кредитных учреждений (ипотечными продуктами, в т.ч. сельской ипотекой), так как банковские учреждения либо отсутствуют, либо в имеющихся банках невозможно получить такой вид услуг из-за малочисленности населенных пунктов, несоответствия объектов жилищного фонда требованиям банковских учреждений (сверхнормативный износ, конструктивные особенности и др.)», - пояснил он.
Айхал Габышев обратил также внимание на факторы, усложняющие строительство на этих территориях. В частности, доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта доходит до 40-70%, что в разы превышает среднероссийский уровень, стоимость завозимой продукции может быть выше 80%. Короткие сроки функционирования автозимника (до 46 суток), навигации на Северном морском пути (около двух месяцев) и арктических реках (от 20 суток до четырех месяцев) сказываются на увеличении запасов товарно-материальных ценностей, что требует дополнительных затрат на организацию доставки грузов. В результате получается существенное удорожание строительства.
Ранее «СГ» сообщала, что в одном из своих выступлений Владимир Путин отметил, что в следующие десятилетия Россия будет прирастать Арктикой и северными территориями, а их развитие становится приоритетом государственной политики.