Жилищно-коммунальные проблемы

Александр Авилов/ АГН «МОСКВА»
Россияне рассказали, что их больше всего не устраивает в работе ЖКХ

Эксперты некоммерческого партнерства (НП) «ЖКХ Контроль» составили рейтинг ключевых коммунальных проблем, волновавших россиян в 2020 году. Основой для него стали многочисленные жалобы граждан на работу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), поступившие в региональные подразделения организации, общественные приемные которой открыты более чем в 70 регионах страны.

В общей сложности в прошлом году на «горячие линии» регцентров и в федеральную приемную «ЖКХ Контроль» поступило 32689 обращений, что превышает предыдущие показатели. Как пояснила «Стройгазете» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, увеличение количества звонков на «горячие линии» в сравнении с докоронавирусным периодом связано с тем, что была приостановлена деятельность государственных жилищных инспекций в части проверок по обращениям. «Во время пандемии жилинспекторами где-то был полностью приостановлен выезд по жалобам, а где-то они реагировали только на сигналы, связанные с угрозой жизни и здоровью собственников жилья, поэтому вопросы качества коммунальных услуг или перерасчетов не находили ответов. Это и заставило население активнее обращаться за помощью в наши приемные», — заявила «СГ» общественница.

Анализ «жалобной структуры» ясно свидетельствует, что проблемой № 1 для россиян стала тема неудовлетворительного обслуживания общедомового имущества (16,3% всех обращений). Она вырвалась на первое место еще во второй половине прошлого года, опередив жалобы, связанные с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) — 14%. Эта проблематика обострилась вместе с наступлением пандемии, когда правительство обязало управляющие компании(УК) проводить дезинфекцию мест общего пользования, но не выделило на эти работы средств. Выход из положения УК нашли сами, приостановив все плановые и текущие ремонты, а также работы по подготовке к холодам, высвободив при помощи такого нехитрого, но и недальновидного приема средства на санобработку. «В связи с этим люди потом стали отмечать снижение качества содержания общего имущества в многоквартирных домах (МКД), и в результате мы следом еще получили и проблемы с подготовкой к зиме и прохождением отопительного сезона», — сожалеет Светлана Разворотнева.


Наряду с этим некоторые весьма острые в недавнем прошлом темы в последнее время оцениваются россиянами не столь негативно. Например, целый блок проблем, который в 2020 году терял силу, — это все, что связано с вывозом мусора и утилизацией твердых коммунальных отходов (ТКО). В начале реформы обращения с ТКО в приемные НП «ЖКХ Контроль» обрушился буквально целый шквал нареканий, связанных с возросшими тарифами за вывоз мусора, нерегулярной и некачественной работой спецтехники коммунальных служб, беспорядком на контейнерных площадках и т.п. Однако затем на протяжении прошлого года острота темы существенно снизилась и в конце сместилась на восьмое место, хотя еще недавно была наверху рейтинга. Тем не менее, ряд более узких проблем, связанных с качеством реализации «мусорной реформы» на местах, еще требует своего скорейшего решения. «Одним из самых острых среди них остается вопрос перерасчета платы за ТКО в тех случаях, когда эта услуга фактически не предоставлялась, — уточняет Светлана Разворотнева. — Например, нередки ситуации, когда человек не жил в помещении, но сумму за мусор в УК ему начислили».

Вместе с тем, данные за четвертый квартал 2020 года принесли, к сожалению, большое количество жалоб на качество поставки коммунальных ресурсов в МКД. Это было связано с началом отопительного сезона, и в этом году его старт не обрадовал граждан во многих регионах страны. Нынешняя морозная зима ярко продемонстрировала, что проблем, связанных с состоянием коммунальной инфраструктуры и инженерных коммуникаций домов, меньше не стало. «По данным наших наблюдений и аналитики, начало подачи тепла в дома проходило этой осенью еще более остро, чем обычно. В первую очередь это было связано с неготовностью многих МКД к зиме», — заключила Светлана Разворотнева, напомнив, что это следствие, а причина названа выше.

Цитата в тему:

Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ КОНТРОЛЬ»:

Screenshot_1.png

«Необходимо срочно вкладываться в модернизацию инфраструктуры ЖКХ, иначе «коммунальные катастрофы» будут происходить все чаще. Но делается в этой сфере все меньше. Почти закончилась программа Фонда содействия реформированию ЖКХ, связанная с софинансированием проектов по модернизации коммунальных сетей в малых городах, и практически не началась программа по обновлению инфраструктуры с износом более 60%. Как результат, сети ветшают, а люди замерзают»