Тарифные тайны

ФАС намерена сделать процесс формирования тарифов прозрачным

Главной целью разворачивающейся в настоящее время реформы жилищно-коммунального хозяйства является повышение качества предоставляемых услуг. Чтобы добиться этого, необходимо превратить ЖКХ в нормальную отрасль экономики с благоприятным инвестиционным климатом, понятными правилами и прозрачными тарифами. Наблюдать за тем, чтобы все участники рынка соблюдали установленные правила игры и не злоупотребляли своим положением, — задача антимонопольных органов. После объединения Федеральной службы по тарифам ФАС занимается и таким чувствительным вопросом, как тарифоообразование, в том числе и в ЖКХ. О том, как организована работа по выявлению и исправлению наиболее типичных нарушений закона в отрасли, в интервью «СГ» рассказывает начальник управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Алексей МАТЮХИН.

410 Матюхин.jpg

«СГ»: Какие задачи решает ФАС при контроле ситуации в ЖКХ, и какие у службы приоритеты в такой работе?

Алексей Матюхин: Непосредственно в сфере антимонопольного контроля мы следим за правильностью проведения конкурсов и за тем, чтобы не было дискриминации участников в ходе их проведения. А также отслеживаем деятельность монополистов, которые занимают доминирующее положение в своих секторах деятельности, и контролируем, чтобы с их стороны не было навязывания условий другим участникам рынка и потребителям услуг, например, оплаты не по утвержденным тарифам.

Но, помимо общего антимонопольного контроля, в поле зрения службы находятся и другие вопросы. Так, мы проверяем обоснованность и правильность установления тарифов органами регулирования субъектов РФ. Как вы знаете, тарифы устанавливаются на региональном уровне комиссиями, которые в каждом регионе называются по-разному, и в нашу компетенцию входит установление обоснованности и правильности тарифов, их размеров и затрат по ним. Непосредственно сейчас мы вносим точечные изменения в тарифное законодательство. Необходимость таких мер связана с тем, что, изучив правоприменительную практику за последний год, мы выявили значительную «недорегулированность» в тарифной сфере. И вносимые нами законодательные изменения направлены на то, чтобы формирование тарифов в регионах носило прозрачный характер, и те затраты, которые действительно есть, были учтены в тарифах, и не было необоснованного излишнего роста тарифов в коммунальной сфере.

Параллельно мы проводим работу, целью которой является изменение всего общего подхода к тарифообразованию. Мы хотим сделать этот процесс более открытым, прозрачным и основанным на принципах конкурентоспособности и обязательности проведения в ряде случаев торгов. Последнее нужно для того, чтобы снизить величину тарифов и затраты (например, на покупку топлива компаниями, подрядные работы и т. п.). Во многих случаях предпочтительно, когда цена определяется рынком, и мы хотим создать своего рода эталон цен. Это нужно для того, чтобы иметь надежный ориентир и понять, почему одна регулируемая компания покупает услуги и товары по одной цене, а другая, находящаяся в схожих условиях, по цене существенно выше. И часто, когда мы начинаем выяснять причины таких несоответствий, то видим, что более низкая цена связана с проведением аукциона. Тогда как завышение цены происходит вследствие того, что компания заключила ранее договор с единственным поставщиком. А ведь далее она включает эти повышенные затраты в тарифы! На наш взгляд, такие случаи совершенно недопустимы. Поэтому необходимо кардинально поменять порядок ценообразования, и в этом направлении мы сейчас двигаемся. Много проектов и актов, касающихся изменения этой части законодательства, службой уже разработано. Половина из них уже принята, а некоторые внесены ФАС в правительство и сейчас находятся на его рассмотрении.

В ФАС создан Экспертный совет по ЖКХ, в который, помимо сотрудников службы, входят представители бизнеса и органов власти, некоммерческих партнерств. Недавно состоялось его заседание, на котором рассматривался широкий круг вопросов, и, на мой взгляд, обсуждение отраслевых проблем было очень продуктивным.

«СГ»: Какие нарушения ФАС чаще всего фиксирует в сфере ЖКХ?

А.М.: Одно из нарушений, с которым мы сейчас часто сталкиваемся, связано с имущественными отношениями. Так, котельные, водозаборы и другие объекты муниципальной собственности зачастую передаются компаниям без проведения торгов, что является нарушением.

Другой вид нарушений: объекты муниципальной собственности выставляются на конкурс, а конкурсная документация не соответствует законодательству. Например, она не содержит требуемый по закону исчерпывающий перечень обязательств и долгосрочные параметры, по которым будут устанавливаться тарифы. Часто бывает, что объекты просто передаются другим владельцам, и власти не задаются вопросами, что с ними будет происходить в дальнейшем. Вот за этими моментами мы также очень пристально следим, а территориальные органы ФАС ведут разъяснительную работу. В частности, первым шагом органы ФАС выдают разъяснения, а если нарушения не устраняются — выписывается предписание об их устранении или возбуждается дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Далее, наша комиссия зачастую пересматривает установленные в регионах тарифы. Отмечу, что ранее предельный уровень роста тарифов устанавливался на федеральном уровне, но с 1 января 2016 года эта норма отменена. Однако имеется ограничение на рост оплаты ЖКУ гражданами, и каждый год правительство устанавливает такой индекс для каждого региона. Поэтому в настоящее время ФАС России мониторит индекс роста платы граждан за ЖКУ и в случаях превышения установленного уровня требует от губернаторов принять меры.

«СГ»: Насколько часты такие случаи?

А.М.: В первом полугодии таких нарушений не было. Сейчас мы отслеживаем изменение ситуации после июльского повышения тарифов, которое в среднем по стране не должно превысить 4%. Думаю, уже в августе мы будем иметь полную картину происходящего.

«СГ»: И все же нередко совокупный платеж за коммуналку превышает установленную планку, что вызывает у граждан раздражение. Отчего так происходит?

А.М.: Надо понимать, что предельные ограничения существуют только для тарифов ЖКУ. Плата за капремонт и услуги УК по управлению МКД в эту категорию не включены. Поэтому совокупная сумма в платежке может вырасти в большей степени. За такими случаями, прежде всего, должны следить местные власти.

«СГ»: С 2017 года вступает в силу новый закон об обращении с ТКО. Как в ФАС намерены контролировать процесс ценообразования в этой сфере?

А.М.: Уже вышли все акты правительства, которые разработаны ФАС по регулированию в этой сфере, включая самый главный из них, по основам ценообразования в сфере ТКО. Когда организация приходит в органы регулирования за тарифом, то она должна обосновать свои затраты. ФАС установлен порядок подтверждения таких затрат. Первое, что надо учитывать, — это проведение торгов, компания должна показать, что в них участвовала, а процедура была конкурентной. Далее орган регулирования должен сравнить эти затраты с затратами других организаций. И, кроме того, цена конечной услуги регионального оператора будет зависеть от торгов по региональному оператору. Их победитель и будет, в конечном счете, отвечать за вывоз ТКО.

«СГ»: Не станет ли региональный оператор по работе с ТКО монополистом, который будет диктовать условия потребителю?

А.М.: Хотя регоператор будет в регионе один, выбирать его будут на конкурсной основе. И главным принципом его работы, помимо качества услуги, будет цена. И тот размер платы за услугу, который предложит победитель конкурса, и станет его тарифом, и далее компания уже не сможет менять эту цену, которую сама же и предложила на торгах. Кроме того, необходимо помнить, что обращение с ТКО — это коммунальная услуга, размер которой ограничен законом, теми самыми 4%. То есть, население уже защищено государством от чрезмерного роста тарифов за вывоз мусора. Поэтому я не предвижу тут особых проблем.

«СГ»: Сегодня много внимания уделяется развитию концессионных отношений в ЖКХ. Насколько внимательно ФАС отслеживает эти процессы? Ведется ли мониторинг того, как концессионеры выполняют свои обязательства?

А.М.: Да, мы следим за этими процессами и участвуем в них, даем достаточно много разъяснений по запросам, связанным с концессионированием, с которыми к нам часто обращаются граждане и юрлица. Жалоб и нарушений пока очень много. Это связано с тем, что местные органы власти только начинают приводить в соответствие с законодательством свои имущественные отношения. Они должны были это сделать раньше, но в силу определенных причин этот процесс только начинается. Поэтому, когда местные администрации проводят концессионные процедуры в первый раз, нарушений много. Но в дальнейшем их число убывает. Люди учатся на своих ошибках и учатся проводить конкурсы по закону.

«СГ»: Минстрой РФ сообщает о взрывном росте числа концессий. Есть ли уверенность, что концессионеры настроены на долгосрочную работу и не аффилированы с местными администрациями?

А.М.: У ФАС есть инструменты, которые позволяют это проверить и предотвратить подобные явления. Например, жалобы на проведение торгов и нарушения антимонопольного законодательства, которые поступают в территориальные органы ФАС, мы рассматриваем по короткой процедуре в течение 7 календарных дней. Мониторинг нарушения концессионных соглашений в настоящее время по поручению правительства осуществляет Минстрой РФ. И при выявлении существенных нарушений материалы о них министерство отправляет в ФАС, а служба затем проводит проверки и принимает соответствующие меры. 


После слияния ФАС с Федеральной службой по тарифам антимонопольные органы взяли на себя проверку обоснованности установления тарифов органами регулирования субъектов РФ