Ремонт с разночтениями

Фото: ng89.ru

Депутаты и правительство поспорят о капремонте до приватизации

На минувшей неделе стало известно, что правительство Российской Федерации поддержало разработанный Минстроем законопроект, регламентирующий проведение капитального ремонта в тех многоквартирных домах, где он не был сделан до момента приватизации. По словам главы ведомства Михаила Меня, главное в новом законопроекте — то, что он вводит единый механизм выполнения муниципалитетами таких обязательств. И этот механизм соответствует как решению Конституционного суда от 11 апреля 2016 года, которым он обязал местные органы власти проводить капремонт в таких МКД, так и положениям Жилищного кодекса.

Суть механизма такова: если до момента приватизации первой квартиры в доме бывшим наймодателем — органом местного самоуправления было принято решение о проведении капремонта, но такой ремонт не был проведен, за муниципалитетом сохраняется обязанность отремонтировать дом. Указан и способ выполнения обязательства — путем перечисления муниципалитетом необходимых для ремонта средств на счет регионального оператора капремонта либо на специальный счет.

«Законопроектом снимается потенциальная возможность спора — должен ли муниципалитет, не выполнивший свои обязанности по ремонту дома до начала приватизации, провести капремонт собственными силами, компенсировать его стоимость собственникам или перечислить соответствующие средства на счет регионального оператора», — сказал Михаил Мень.

Каковы будут последствия принятия и реализации указанного законопроекта, пока предсказать сложно. Ведь даже примерное количество домов, где муниципалитеты будут обязаны провести (компенсировать) капремонт, не известно даже приблизительно. По крайней мере, в Минстрое РФ точными цифрами на этот счет не располагают. «По каждому дому решение (о компенсации затрат на капремонт. — «СГ») будет приниматься отдельно, так как во всех домах разные даты первой приватизации и, соответственно, у каждого дома был разный срок эксплуатации на эту дату», — уточнили корреспонденту «СГ» позицию министерства по этому вопросу в пресс-службе ведомства.

При этом у законопроекта, предложенного Минстроем РФ, уже нашлись критики. Против принятия закона в его нынешнем виде резко возражает председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. «Все предписания Конституционного суда были положительными и в интересах граждан. Но если законопроект правительства будет принят, то обязательства органов публичной власти по проведению капремонта в таких домах станут существенно меньше, — заявила Хованская. — Это очередная попытка и неочевидная для граждан, но очевидная для специалистов хитрость, чтобы минимизировать расходы на такие цели. Законопроект еще не внесен в Госдуму, но я знаю позицию высоких должностных лиц, которые намерены настаивать именно на озвученном министром варианте. Однако мы в Государственной Думе будем возражать против такого развития событий». 

Хованская подчеркнула, что выполнение предписаний Конституционного суда по вопросам капремонта является приоритетной задачей для депутатов нового созыва. Она напомнила, что на выполнение предписания по закону отводится полгода, и что этот срок истек 11 октября, поэтому данный вопрос уже рассматривался депутатами на заседании комитета.

Расхождения между депутатами и правительством есть и по некоторым другим вопросам, но преодолеть их будет проще. В частности, парламентарии прошлого созыва настаивали на том, что необходимо также исполнить предписание Конституционного суда об упрощении выхода собственников из общего котла в случае, когда такую форму накопления взносов им навязали свыше. Галина Хованская считает: в тех случаях, когда представители муниципалитета признают тот факт, что граждане не были проинформированы об альтернативах при выборе формы накопления средств, этого должно быть достаточно для выхода из общего котла во внесудебном порядке. 

Со своей стороны, Михаил Мень сообщил, что разработанный ведомством законопроект в определенных случаях отменяет двухлетнюю отсрочку для вступления в силу решения собственников о переходе на спецсчет. И собственники получают право ускорить переход, если решение о формировании накоплений на счете регоператора было принято не собственниками помещений в данном доме, а органом местного самоуправления и при этом без надлежащего информирования граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта.


Справочно:

В портфеле депутатов Госдумы насчитывается 124 законодательные инициативы, которые касаются жилищной сферы. Из этого числа народные избранники до конца сессии планируют принять только 49 новых законов.


Кроме того

В РАЗРАБОТАННОМ МИНСТРОЕМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ ЕСТЬ ЕЩЕ ОДНА ВАЖНАЯ НОВЕЛЛА. Так, на власти субъектов Федерации возлагается обязанность в случае прекращения регоператором своей работы создавать новую организацию с аналогичными функциями и передавать ей все обязанности и полномочия предшествующей структуры. По идее, это должно повысить надежность действующей системы капремонта и обезопасить собственников помещений в МКД от всяких неожиданностей.