Чиновники и эксперты констатировали, что «мусорная» реформа в регионах идет труд
В Москве прошел IX межведомственный круглый стол «Масштабный запуск реформы обращения с ТКО: пути решения возникших проблем». Его участники — чиновники, представители бизнеса и эксперты — анализировали ситуацию в регионах и постарались выявить типичные проблемы, с которыми сталкиваются участники реформы.
Выступивший на круглом столе замглавы Минприроды РФ Владимир Логинов отметил, что министерство ведет постоянную консультативную и аналитическую работу с регионами. С начала года на новую систему обращения с отходами перешли 70 из 85 регионов страны. Планируется, что еще 6 присоединятся к ним в апреле. Выбран 241 региональный оператор, из них 196 приступили к работе. Среди отстающих — Амурская, Архангельская, Владимирская, Рязанская, Курганская, Ленинградская и Омская области и некоторые другие регионы, причем в двух субъектах федерации нет даже планов и «дорожных карт» по вхождению в реформу.
Среди главных проблем перехода к новой системе обращения с ТКО эксперты выделили низкое качество территориальных схем, нехватку контейнерных площадок и законных свалок, нехватку мощностей на полигонах, отсутствие круглогодичного транспортного сообщения между населенными пунктами и местами хранения и переработки отходов, включение в обязанности регоператоров неоплачиваемых затрат на обработку ТКО и другие проблемы. Все это тормозит ход «мусорной реформы».
Наиболее уязвимым звеном оказались региональные операторы, многие из которых пока не могут эффективно исполнять свои функции по вывозу. Как считает руководитель ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин, в числе наиболее значимых проблем — большое транспортное плечо, несоответствие территориальных схем реалиям, отсутствие мощностей на полигонах, плохое информационное сопровождение реформы и т. д. По мнению эксперта, следует пересмотреть действующие санитарные правила и нормы, вывозить раздельно собранные отходы по мере их накопления, ввести особый порядок вывоза ТКО для труднодоступных населенных пунктов, разрешить уборку в ночное время, а также пересмотреть ряд ограничений и правил для мусоровозов, которые касаются их загрузки и процедуры приема мусора на станциях.
Отдельная «боль» для регоператоров — недостатки тарифного регулирования. Некоторые компании, по словам Губайдуллина, работают себе в убыток, в том числе и потому, что вынуждены вывозить непредусмотренные контрактами отходы (коммерческий мусор и мусор от соцобъектов). В результате же получается, что регоператоры оказываются крайними, в нескольких регионах (Владимирская область, ЕАО) власти уже успели расторгнуть соглашения с ними. «Мы категорически не согласны, что ряд СМИ представляют регоператоров как главного врага, а чиновники, заигрывая с населением, перекладывают на них свои недоработки, — возмущался Руслан Губайдуллин. — На самом деле мы главные, кто убирает за теми, кто мусорит».
Эксперт ОНФ Александр Коган в своем выступлении сообщил, что эффективность реформ снижается и из-за того, что к настоящему моменту 39 регионов России не предусмотрели перехода на раздельный сбор ни в каком виде. Между тем практика показывает, что раздельный сбор хотя бы в два бака резко повышает процент переработки отходов. Если же мусор «грязный», то добиться повышения доли переработки крайне сложно. «Если в регионе появляется раздельный сбор, значит, первый шаг реформы сделан», — заявил Коган. Он также предложил всерьез пересмотреть тарифное регулирование и исключить манипулирование уровнем тарифов в политических целях. По мнению эксперта, если не учесть эти моменты, «мусорная» реформа может оказаться профанацией, и ее провал серьезно ударит по авторитету всех уровней власти.
Кроме того:
Минприроды внимательно отслеживает тарифную политику на местах. Особое внимание контролирующих органов обращено к тем территориям, где фиксируется необоснованный рост тарифа.
По состоянию на начало марта из 80 субъектов РФ, полностью или частично вошедших в реформу, 62 предоставили свои прогнозы о возможном снижении тарифов. По предварительным оценкам, с вступлением в силу стимулирующих отрасль мер снижение тарифов регоператоров может составить до 30% от утвержденных на текущий момент значений. Также среди регионов в министерстве выделили лидеров по сбору платежей за вывоз ТКО, первые места в этом списке заняли Татарстан (98,7%), Чукотский АО (90%), а также Костромская (87%), Московская (84%) и Курская (83%) области.
Номер публикации: №12 от 29.03.2019