Лифтера вызывали?

Лифтера вызывали?

Лифтера вызывали?

В России воссоздается система подготовки квалифицированных кадров для лифтового хозяйства

«Безопасность граждан под угрозой, нет квалифицированных кадров лифтовиков», — именно эти слова были вынесены в анонс деловой встречи, организованной недавно Национальным лифтовым союзом. Как сообщил президент НЛС Виктор Тишин, по последним данным, в России сейчас работают 530 тысяч лифтов, включая 440 тысяч пассажирских. При этом износ последних составляет 30%, что само по себе повышает риск аварий с тяжелыми последствиями. А кроме того, отрасль испытывает серьезный дефицит подготовленных специалистов.

Цифры действительно тревожные. По данным Единой лифтовой информационно-аналитической системы (ЕЛИАС) (эту систему ведет комитет по аналитике и статистике НЛС), в результате аварий лифтов в 2015 году погибли 10 человек и травмы получили 24 человека. В 2016 году число погибших и раненых составило 36 и 37 человек соответственно, а в 2017-м погибли 35 человек, а травмы получили уже более ста. Таким образом, число трагических инцидентов не идет на убыль. Резонансная авария лифта в жилом комплексе «Алые паруса», случившаяся в январе 2016 года, стала поводом для принятия мер по модернизации законодательства и наведению порядка в лифтовом хозяйстве. Так, в 2017 году правительство выпустило национальные обязательные правила по лифтам, а лифты опять были признаны опасными объектами, требующими особого надзора. Как сообщил Виктор Тишин, на рассмотрении в Госдуме в настоящее время находится закон, который позволит учесть в обязательном реестре все организации, занимающиеся лифтовым сервисом и предъявлять к ним строгие требования. Готовятся также изменения в КоАП, в соответствии с которыми нарушения, допущенные на лифтах, будут наказываться жестче. Штрафы за них возрастут с 25 тысяч до 200-300 тысяч рублей. «Мы надеемся, что если государство вернется к надзору за сервисом в лифтовой сфере, то порядка на рынке станет больше», — заявил Виктор Тишин.

При этом анализ аварийности показывает, что в подавляющем числе инцидентов виноват человек. Самыми распространенными причинами аварий, повлекших гибель и травмы людей, являются некачественное техническое обслуживание оборудования, низкая профподготовка электромехаников, халатность, нарушение инструкций и регламентов по обслуживанию.

Все это является следствием несовершенства системы подготовки кадров в лифтовой сфере. Как сообщил Виктор Тишин, лица, призванные обеспечивать безопасность техники, нередко не имеют необходимой квалификации или получили соответствующие удостоверения обманным путем. Президент НЛС напомнил, что механику, виновному в трагедии в «Алых парусах», свидетельство о профессиональной подготовке принесли прямо на рабочее место, на деле же он не обучался ни одного часа.

Выпущенное в прошлом году постановление правительства № 743 ввело важное понятие «квалифицированного персонала», и теперь стоит задача подготовить кадры для лифтового хозяйства в масштабе страны. На это направлены разработанные с участием НЛС профессиональные стандарты и учебные планы. И на сегодня во всероссийском реестре есть уже более 2 тысяч записей о тех, кто подтвердил свою квалификацию специалистов лифтовой отрасли. «На сегодня мы уже имеем инструмент, позволяющий контролировать допуск к опасным объектам, включая лифты, — отметил заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям лифтовой отрасли Алексей Захаров. — А специалисты должны с определенной периодичностью подтверждать свою квалификацию». Он также высказал предложение, чтобы при выборе обслуживающей компании учитывалось наличие у нее квалифицированного персонала. «Надеюсь, что комплекс этих мер позволит решить проблему с безопасностью обслуживания и эксплуатации лифтов», — резюмировал лифтовик.

Другое важное направление — обновление лифтового парка. Начиная с 2014 года, удается заменить на новые более 10 тысяч лифтов, благодаря чему удалось остановить старение парка. В 2017 году было заменено 15 тысяч лифтов, этому способствовало использование нового механизма — ускоренных замен с привлечением банковского капитала без дополнительной нагрузки на жителей (это дало прибавку в 3 тысячи замен). В планах на 2018 год замена 20 тысяч лифтов. В среднесрочной перспективе в НЛС намерены выйти на 25 тысяч замен в год, и если такой уровень будет достигнут, то проблема сверхнормативного износа лифтового парка будет решена в относительно короткие сроки.


Цитата в тему

ГЕНДИРЕКТОР КОМПАНИИ ОАО «МОСЛИФТ» ВАРТАН АВАКЯН: «В течение всей 65-летней истории деятельности нашего предприятия вопросы обеспечения безопасности при эксплуатации лифтов всегда занимали важное место. Сегодня наш коллектив обслуживает более 70 тысяч лифтов в домах столицы. Техперсонал, а это квалифицированные специалисты, регулярно проходит переаттестацию. Применяемые системы безопасности лифтов постоянно совершенствуются нашими техническими службами и становятся более сложными. В связи с этим уровень квалификации персонала становится более важным фактором. Для нас это приоритет!»


Справочно

Решение проблемы с безопасностью в НЛС видят в том, чтобы вернуть полномочия по контролю за лифтами обратно Ростехнадзору, ликвидировать обучение в учебных центрах и актуализировать обучающие программы для лифтовиков. Следует пересмотреть тарифную базу по выполнению компаниями регламентных и сервисных работ и уйти от порочной практики электронных аукционов, когда допуск к обслуживанию получали фирмы, предложившие сервис по сверхнизкой цене.

Теги: