Технологии раздора

Зачем Росстандарт заново разрабатывает стандарты, которые уже существуют и оплачены бюджетными деньгами

Внедрение в строительстве современных технологий информационного моделирования требует больших усилий по разработке нормативно-технической документации и значительных затрат бюджетных средств. Работа эта стала особенно актуальной после того, как правительство утвердило нацпроект «Цифровая экономика», а также нацпроект «Жилье и городская среда», где тема БИМ включена в раздел «Жилье». 

Вполне логично, что ответственным за эту работу является Минстрой России и его подведомственные организации, а также специальный технический комитет «Строительство», возглавляемый министром строительства. Ведь технологии БИМ рассматриваются как один из ключевых механизмов улучшения качества жилищного строительства. В этой связи уместно напомнить, что несколько лет назад Минстрой разработал план внедрения БИМ. Специально под этот план был создан подкомитет ПК 5 на базе научно-исследовательского центра (НИЦ) «Строительство», который разрабатывает нормативно-технические документы по информтехнологиям. План разработки ГОСТ был утвержден Росстандартом, который оплачивает эти разработки за счет бюджетных ассигнований. Казалось бы, созданы все условия для активизации наращивания работы по созданию НТД по БИМ, однако события приняли неожиданный и весьма неприятный оборот.

Недавно Росстандарт внезапно принял решение закрыть действующий ПК5 (ТК465) и вместо него открыть при себе новый комитет — ПТК 705, уже без участия Минстроя. Эксперты, работавшие над данной тематикой, в это подразделение не попали. Апелляцию Минстроя России на это решение Росстандарт рассматривал силами рабочей группы под председательством руководителя… вновь созданного ПТК, то есть жалобу, по сути дела, рассматривал тот, на кого жаловались.

К чему же может привести подобная рокировка? Напомним, что до 2018 года силами ПК 5 ТК 465 «Строительство» был разработан, а Росстандартом принят целый ряд основополагающих стандартов, идентичных стандартам ISO, на которых основывается внедрение технологий информационного моделирования на государственном уровне в 20 странах. ГОСТ Р «Моделирование информационное в строительстве. Отраслевые базовые классы (IFC) для обмена информацией на всех этапах жизненного цикла. Основные положения» также подготовлен, но не утвержден Росстандартом без объяснения причин (эксперты предполагают, что это как раз связано с попыткой нового ПТК 705 создать собственный стандарт, который заставит участников рынка пользоваться определенным проприетарным программным продуктом, а не открытым IFC).

Чем же может похвастаться новый комитет? Первые же документы ПТК 705, ставшие достоянием общественности, вызывают массу вопросов. Например, в программе стандартизации на 2018 год предусмотрена разработка 7 стандартов. Однако два из них уже разработаны ПК 5 ТК 465 и утверждены Росстандартом в 2017 году.

Проекты же двух национальных стандартов, которые сделаны новым комитетом и представлены на обсуждение (ГОСТ Р 10.0.01-2018 «Система стандартов информационного моделирования зданий и сооружений. Термины и определения» и проект ГОСТ Р 10.0.00-2018 «Система стандартов информационного моделирования зданий и сооружений. Основные положения. Общие требования к технологии информационного моделирования») дублируют положения действующих стандартов. В их текстах много ошибок и терминологических несоответствий с действующей нормативной базой, что, по существу, делает стандарты неприменимыми на практике.

Более половины текста проектов ГОСТ Р 10.0.00-2018 «Система стандартов информационного моделирования зданий и сооружений (СИМЗС).

Основные положения. Общие требования к технологии информационного моделирования» и ГОСТ Р «СИМЗС. Термины и определения» — прямые заимствования и переформулированные тезисы действующих нормативных документов, существующих отраслевых стандартов и обзорных публикаций в профессиональных тематических изданиях. Несмотря на прямое цитирование действующих сводов правил и стандартов, авторы проектов не ссылаются на них в разделе «Библиография». Тексты предлагаемых стандартов составлены на основании разрозненных данных из источников информации, находящихся в открытом доступе. При составлении не была произведена необходимая работа по адаптации заимствованных материалов, что привело к появлению логических противоречий и двусмысленных определений. Есть основания опасаться, что все это приведет к неразберихе и путанице и затормозит реализацию «дорожной карты» и поручений президента по внедрению информационного моделирования. С точки зрения здравого смысла нет никаких причин принимать все документы по БИМ заново или создавать новую концепцию, а также оплачивать эти работы деньгами налогоплательщиков.

К сожалению, отрасль уже имеет негативный опыт дублирования и нерационального использования ресурсов при разработке НТД. Два года назад Росстандартом был закрыт еще один подкомитет ТК 465 — по стройматериалам. Взамен него в декабре 2016 года был создан ТК 144 «Строительные материалы и изделия». За прошедшее время ТК 144 разработал и утвердил один (!) новый стандарт. Надо ли говорить, что это не покрывает и малой доли дефицита стандартов на инновационные материалы? Для сравнения: ТК 465 «Строительство» за 2015-2016 годы утвердил 63 стандарта на строительные материалы. Очевидно, что выделение самостоятельного технического комитета по строительным материалам из единого ТК 465 «Строительство» отрицательно сказалось на развитии системы технического регулирования в строительной сфере. А ведь потребность строительной отрасли в стандартизации инновационных строительных материалах растет. Такая история может повториться и с разработкой стандартов по БИМ-технологиям.

SG_Tab_#42_2018.jpg

Теги: