Стратегический резерв

Стратегический резерв

Shutterstock
Ускорение темпов ввода ОНС может помочь в реализации нацпроектов и повышении качества горсреды

Растущее количество объектов незавершенного строительства (ОНС), финансируемого за счет государства, вызывает все большее беспокойство уже не только у власти, но и у представителей бизнеса и профессионального сообщества. Проблемы, связанные с таким «бюджетным долгостроем», рассмотрели недавно участники тематического круглого стола, прошедшего в «Деловой России».

Как заявила во вступительном слове модератор мероприятия, президент Национального объединения технологических и ценовых аудиторов (НО ТЦА) Анна Лупашко, принятые в последнее время меры по сокращению ОНС оказались недостаточно эффективными, существенно снизить количество таких объектов пока не получилось. Ключевое препятствие — несовершенное нормативно-правовое регулирование в этой сфере. В частности, отсутствует ответственность за неввод объектов в эксплуатацию, а само понятие «незавершенное строительство» в законодательстве строго не определено.

«Существующее регулирование не обеспечивает комплексное решение проблемы: нередки случаи, когда давным-давно получены заключения о соответствии построенного объекта требованиям регламентов, но по каким-то, как правило, техническим причинам, объект так и не вводится в эксплуатацию. Такой объект также считается незавершенным, и никакой регламентации на этот счет нет», — сказала Анна Лупашко. В числе других основных причин роста числа ОНС эксперт назвала финансовую необеспеченность проектов, несбалансированность объемов строительно-монтажных работ с мощностями стройорганизаций. Играет отрицательную роль и отсутствие эффективной системы учета и контроля за вовлечением строительных объектов в хозяйственный оборот, что создает условия, когда федеральные и региональные органы власти принимают решения о новом строительстве без оценки возможностей по завершению аналогичных недостроенных объектов. Отсутствуют до сих пор и какие-либо информационные ресурсы, содержащие данные обо всех российских ОНС, включая сведения об инвестициях (понесенных затратах) и мерах, принимаемых по их достройке.

«Вопрос с бюджетными недостроями нашел отражение в поручениях президента РФ, данных им в сентябре прошлого года, — напомнил директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Сергей Гончаров. — И уже в декабре был принят федеральный закон №468ФЗ, который внес изменения в Градостроительный кодекс РФ и установил упрощенный порядок достройки ОНС на срок до 1 января 2024 года». Временные правила касаются любых объектов, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию. Сергей Гончаров также сообщил, что по поручению правительства подготовлен проект постановления, касающийся вопросов распоряжения и списания затрат по ОНС. Этот документ сейчас проходит процедуру межведомственного согласования.


Как подчеркнул в своем выступлении начальник инспекции по контролю за ходом развития геостратегических территорий Счетной палаты (СП) РФ Павел Лучников, в целях реализации поручений президента ведомство регулярно проводит мониторинг ситуации с незавершенным строительством объектов, где есть госинвестиции. Согласно анализу полученных данных, количество такого долгостроя не уменьшается, что свидетельствует как о недостаточном внимании органов власти к этой проблеме, так и о невысоком качестве управления госресурсами. При этом сбор информации об ОНС организован на низком уровне: на сегодня такие данные в СП РФ не предоставили три федеральных органа исполнительной власти (Росавиация, Следственный комитет РФ, МИД России) и 12 субъектов РФ (Республики Бурятия, Ингушетия, Мордовия, Удмуртия, Саха (Якутия), а также Астраханская, Кировская, Сахалинская, Саратовская, Свердловская, Томская и Челябинская области). Ранее СП РФ выступила с инициативой, чтобы органы исполнительной власти предоставляли ведомству информацию о таких объектах как минимум два раза в год, но пока это предложение «не нашло отклика». Также аудиторы предлагают оперативно реализовать еще несколько профильных инициатив. Во-первых, четко определить понятие «незавершенное строительство» в законодательстве и назначить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию мер по сокращению количества долгостроев. Во-вторых, у каждого госоргана на сегодня свои данные, поэтому необходимо создать единую информационную систему и начать присваивать каждому объекту капитального строительства уникальный идентификационный номер. И, наконец, четко определить критерии для принятия решений о способе ввода ОНС в хозоборот. «Нужны четкие рекомендации, как подходить к судьбе каждого объекта», — считает Павел Лучников.

С тем, что несовершенство правового регулирования является главным препятствием, мешающим при достройке ОНС, согласен президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. По его словам, ситуация с недостроями несет риски для достижения национальных целей и угрожает выполнению нацпроектов. При этом подрядные строительные организации — исполнители госконтрактов — сталкиваются с проблемами изменения конъюнктуры рынка, некачественной документацией, задержкой финансирования. Это объективно влияет на сроки завершения строительства, а порой приводит подрядчиков к плачевным финансовым результатам. Как следствие, в последние пять лет наблюдается рост банкротств застройщиков — как в процентном, так и в численном выражении. Глава нацобъединения выразил позицию профсообщества, согласно которой при достройке ОНС, имеющих высокую степень строительной готовности, нецелесообразно применение всех актуальных требований, установленных градостроительной документацией и регламентом территорий. Таким объектам требуется «амнистия» для их включения в городскую среду.

Другой важной проблемой президент НОСТРОЙ назвал наличие в субъектах РФ полностью готовых объектов социальной и инженерной инфраструктур, которые не переданы на баланс профильным организациям для эксплуатации. Причина кроется в несоответствии указанных объектов санитарным или пожарным требованиям, которые меняются быстрее, чем идет стройка. «Эту коллизию надо устранить. Объекты должны вводиться в соответствии с теми требованиями, которые действовали на момент начала строительства», — считает Антон Глушков.

В продолжение мероприятия со своими докладами выступили член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в экономике недвижимости Василий Ким, вице-президент Ассоциации «Объединение СРО оценщиков» Кирилл Кулаков, эксперт НО ТЦА Наталья Митяева, директор департамента по сопровождению строительных проектов компании SRG Алексей Ефанов и другие эксперты отрасли. В своих докладах они также подняли темы совершенствования правового регулирования, разработки методик оценки незавершенного строительства, проблем налогообложения. Решено, что сформированная по итогам обсуждения на круглом столе резолюция будет направлена в органы госвласти.

7,7 тыс. проблемных объектов общей стоимостью свыше 1 трлн рублей насчитывалось в России в начале прошлого года. Из них 3 тыс. является долгостроем, а остальные находятся в заброшенном состоянии (данные Счетной палаты РФ)

Цитата в тему:

Антон Глушков, президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ):

Screenshot_1.png

«Тема долгостроя актуальна для всех участников рынка. А несовершенство правового регулирования является главной проблемой, которая тормозит достройку объектов незавершенного строительства»