Руководство к действию

Руководство к действию

Фото: Shutterstock

«ФЦЦС» отвечает сметчикам

В помощь профессиональному сообществу мы продолжаем серию публикаций экспертных комментариев ведущих специалистов ФАУ «ФЦЦС» на наиболее часто встречающиеся вопросы сметчиков по практическим вопросам в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Сегодня на вопросы отвечает начальник департамента мониторинга строительных ресурсов Станислав ШЕЙКИН:

410 Колонка_ФЦЦС_Шейкин.jpg

Вопрос: В сборниках цен на проектные работы не включены затраты на оплату Государственной экспертизы проекта. В смете на проектные работы, выполненной на основании сборников цен, затраты на Государственную экспертизу отдельной строкой не выделены. Кто должен эти затраты оплачивать — Заказчик или Проектировщик. Просим рассмотреть 2 варианта:

Заказчик – государственная компания;

Заказчик — частная компания.

Станислав Шейкин: В соответствии с пунктом 5 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия по осуществлению организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий осуществляются за счет средств застройщика или технического заказчика, направивших проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу.

Затраты на оплату (в том числе порядок взимания этой платы) государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий определяются по нормативам, приведенным в постановлении правительства РФот 05.032007 № 145 «О порядке проведения и организации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», и предусматриваются в главе 12 «Проектные и изыскательские работы» сводного сметного расчета стоимости строительства объекта.

Вопрос: Выполняются работы по устройству асфальтобетонного покрытия проезжей части улицы. Как определить объем работ, подлежащий оплате подрядчику? А именно: следует ли включать площадь, занимаемую люками инженерных сетей (в асфальтобетонном покрытии проезжей части), в площадь устройства асфальтобетонного покрытия и всех подстилающих слоев. В технической части Сборника ФЕР-2001 №27 «Автомобильные дороги» информации по данному вопросу нет. Просим дать разъяснения.

С.Ш.: Общими положениями ФЕР 2001 части 27 «Автомобильные дороги» (в редакции 2014) не предусмотрено исключение площади, занимаемой люками инженерных сетей, из площади устройства асфальтобетонного покрытия. Согласно пункту 1.27.12 Общих положений ФЕР 2001 части 27 нормами предусмотрено производство работ при наличии не более 8 люков (колодцев) подземных коммуникаций на 1000 кв. м. дороги. При большем числе люков применяются коэффициенты, приведенные в приложении 27.З.

Вопрос: При строительстве зданий и сооружений объектов капитального строительства должен осуществляться контроль качества сварных соединений, предусмотренный техническими регламентами по сварке и контролю качества.

В МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» статьями затрат не предусмотрены затраты на следующие виды аттестации, в том числе обязательные для опасных производственных объектов:

Аттестации специалистов неразрушающего контроля (1 раз в З года) согласно ПБ 03-440-02, РД 03-606-03.

Первичные и периодические (1 раз в 4 года) производственные аттестации технологий сварки согласно РД 03-615-03.

Аттестации лабораторий неразрушающего контроля (1 раз в З года) согласно ПБ 03-372-00.

Аттестации (допуск) специализированных организаций на право проведения работ с применением сварки на опасных производственных объектах, согласно Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под давлением», утв. приказом РТН от 25.03.2014 г. № 116.

Просим разъяснить какими документами предусмотрены затраты на указанные выше аттестации для строительных организаций при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (конструкции зданий и сооружений) и при производстве строительных конструкций.

С.Ш.: Аттестация специалистов сварочного производства, предусмотренная ПБ-03-440-02 «Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля», РД-03-606-03 «Инструкция по визуальному и измерительному контролю», а также аттестация (допуск) специализированных организаций на право проведения работ с применением сварки на опасных производственных объектах производится за счет накладных расходов подрядной организации.

Аттестация сварочной техники, рекомендованная ПБ 03-372-00 «Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля», учитывается при расчете стоимости 1 маш.-часа эксплуатации используемого сварочного оборудования по статье «Затраты на ремонт, диагностирование и техническое обслуживание».

Затраты по исследовательской аттестации технологии сварки, предусмотренной РД 03-615-03 «Порядок применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов», производится при подготовке к применению новых (ранее не аттестованных) технологий сварки с целью подтверждения того, что они обеспечивают качественные характеристики сварных соединений, металла шва и наплавленного металла, указанные в проектно-конструкторской документации на сварные конструкции, и требования специальных технических регламентов к опасным производственным объектам, а до вступления их в действие — нормативной документации, утвержденной или согласованной с Ростехнадзором, относятся к затратам разработчика новой технологии или организации, внедряющей ее за счет средств, выделяемых на внедрение новой техники и технологии, и в сводные сметные расчеты объектов строительства не включаются.

Вопрос: Просим разъяснить порядок применения индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых ежеквартальными письмами Минстроя России.

С.Ш.: В соответствии с пунктом 30 положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87, сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, в том числе индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых ежеквартальными письмами Минстроя России.

Указанные индексы предназначены для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Для взаиморасчетов указанные индексы не предназначены.

При разработке сметной документации выбор той или иной расценки из действующих сметных нормативов, а также выбор материальных ресурсов осуществляется в соответствии с применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции заказчика строительства и организации, осуществляющей разработку проектной документации.

Сметная документация подлежит проверке достоверности в соответствии с постановлением правительства РФ от 18.05.2009 № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».

Начальная (максимальная) цена контракта определяется заказчиком строительства на основании положительного заключения государственной экспертизы и утвержденной проектной документации в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Победитель торгов определяется на конкурсной основе, как предложивший наилучшие условия выполнения подрядных работ. При заключении контракта формируется смета, определяющая цену работ по контракту в уровне цен на весь период реализации контракта. Цена контракта является твердой.

Расчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом, либо дополнительным соглашением к нему, в соответствии с частью 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, а также со статьей 746 Гражданского кодекса РФ.