Дать импульс развитию

Дать импульс развитию

Профессиональное сообщество представило свои предложения по улучшению работы стройотрасли

Заседание Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Российской Федерации» станет важнейшим событием для отрасли. Подготовка к Госсовету в нашем национальном объединении ведется с лета прошлого года. В НОПРИЗ были созданы несколько рабочих групп, они активно взаимодействовали с Ассоциацией «НОСТРОЙ». Была проделана большая работа по анализу положения дел в отрасли, выявлению острых проблем, требующих незамедлительного решения, а также по выработке и сбору предложений профессионального сообщества по развитию отрасли в ближайшей перспективе.

Вот некоторые основные выводы, которые, по нашему мнению, должны найти свое отражение в материалах и проекте решения Госсовета.

Во-первых, это разработка новой градостроительной политики, обеспечивающей формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания и развития производительных сил. Необходимо безотлагательно решить проблемы, связанные со слабой инвестиционной активностью в отрасли и монопольным положением отдельных строительных компаний, снизить существующие административные барьеры, прекратить использование системы ценообразования 90-х годов, которая приводит не только к росту цен, но и порождает коррупцию. Сегодня объем затрат на проектно-изыскательские работы в инвестиционном цикле необоснованно занижен и составляет всего 3-7% от стоимости строительства, что в 2-3 раза ниже, чем в мировой практике. Такое отношение к проектно-изыскательским работам приводит к неоправданному росту затрат на этапах строительства и эксплуатации и повышению стоимости всего жизненного цикла объекта в целом, что в современных условиях недопустимо.

Во-вторых, это реформа системы управления строительной отраслью. За государством должны сохраниться стратегические вопросы обеспечения национальной безопасности в строительстве и частично надзорные функции. На принципы саморегулирования постепенно должны перейти техническое регулирование, строительный надзор, вопросы ценообразования, допуск специалистов на рынок, лицензирование на отдельные виды работ, разрешительная деятельность, подготовка кадров для отрасли и экспертиза.

В-третьих, необходима трансформация системы допуска специалистов на рынок труда. Действующая в настоящее время в высшей школе болонская система подготовки специалистов не адаптирована к потребностям отрасли. В результате утрачен источник пополнения инженеров и архитекторов, так как высшие учебные заведения прекратили присваивать данные квалификации, а система профессиональной аттестации специалистов и присвоения соответствующей квалификации отсутствует.

И последнее — это совершенствование законодательства, регулирующего работу отрасли. Законодательная и нормативная базы в сфере градостроительства сегодня не отвечают требованиям обеспечения роста объемов жилищного строительства и комплексного развития территорий. Назрела необходимость в выработке единой государственной политики по вопросам технического регулирования, обеспечивающей взаимную согласованность нормативных документов в строительстве, а также постепенный отказ от предписывающего метода регулирования и нормирования. Должна совершенствоваться и сама система подготовки проектной документации, повышаться роль изыскателей, архитекторов и проектировщиков в процессе проработки принимаемых инвестиционных решений.

В завершение подчеркну, что профессиональное сообщество готово принять в решении этих задач самое непосредственное участие. Уверен, что наши предложения, направленные в рабочую группу Государственного совета Российской Федерации, будут услышаны, и строительная отрасль после Госсовета станет развиваться динамичнее.