Улица. Перезагрузка

Фото: Алексей Пантелеев

Омские архитекторы предложили «переформатировать» одну из центральных магистралей города

Омские зодчие решили не ждать, пока местные власти соберутся и выдвинут проекты городского благоустройства. Архитекторы сами возбудили общественную дискуссию по проблемам создания комфортной городской среды, организовав конкурс идей реконструкции одной из центральных городских улиц — Тарской. Конкурс проводился на чистом энтузиазме, ни заказчика, ни спонсора у него не было. Денежные премии победителям также не предусматривались. И, тем не менее, на конкурс было представлено 16 работ, авторы которых предложили самые разнообразные варианты обустройства улицы. Примечательно, что половину работ выполнили студенты.

410 DSC_3693.jpg

Улица Тарская была выбрана для конкурса неслучайно. Она — пример того, как изначально хорошая архитектурная идея постепенно размывается, а потенциально интересное общественное пространство превращается в захламленное и неуютное. Улица, одна из первых в городе, вела из Омской крепости в сторону старого сибирского города — Тары. К началу ХХ века Тарская улица на своем начальном отрезке сформировалась как пространство между главными омскими храмами. Улицу можно сравнить с рекой времени — это своего рода ось, на которую нанизаны разные периоды истории Омска. Здесь есть архитектурные памятники разных стилей и разного назначения — это и больницы, и офисы, и жилые дома, и даже суды.

410 659092_1вар_15.jpg

В 1996 году был реализован проект обустройства Тарского бульвара, выполненный под руководством омского архитектора Геннадия Чиркина и получивший название «Дорога к храму». Это была первая пешеходная улица в Омске, которую сделали на достаточно хорошем уровне с использованием качественных материалов. К сожалению, сейчас бульвар во многом утратил свой прежний вид, а газоны превратились в автостоянки, где месят грязь машины.

Позднее, в 2009 году, улицу еще раз «благоустроили» — вдоль нее протянулась «Аллея строителей» с информационными стендами, рассказывающими об истории застройки Омска и крупнейших строительных компаниях. Но это решение выглядит сегодня очень архаичным. Все это делает задачу благоустройства Тарской улицы очень сложной, но в то же время интересной.

410 280206_k3.jpg

На земле и под землей

Цель, которую поставили перед собой авторы конкурсных работ, состояла в том, чтобы наполнить улицу жизнью в разное время года и суток, сделать пространство уютным. Одни авторы предложили для этого обильное озеленение, другие сделали акцент на разнообразной и интересной подсветке, чтобы улица продолжала жить и после окончания светового дня.

Одна из главных задач, как считают архитекторы, — это разделение пешеходных и автомобильных потоков. «Бизнес сюда придет, если мы сделаем современные стоянки, в том числе подземные, коллекторы для инженерных коммуникаций, а землю освободим для пешеходов, — считают архитекторы. — Нужно делать инфраструктуру. Для города это должно быть целью. Подземной урбанизацией в Омске сейчас никто заниматься не хочет. А в итоге улица «мертвая».

«Просто благоустройством проблему этой улицы не решить, — добавляет председатель регионального отделения Всероссийского общества по охране памятников Никита Шалмин. — Рестораны здесь когда-то были, но они уходят, потому что нет посетителей, количество машин делает ее неуютной для людей».

410 658092_1вар_13.jpg

По мнению членов жюри, на конкурсе были очень интересные и кардинальные предложения — от свободных пешеходных зеленых бульваров с минимальным преобразованием до «взлетающих» над улицей пешеходных эстакад. Похожее решение есть в Нью-Йорке, где старую железнодорожную эстакаду превратили в бульвар.

Проекты вызвали оживленную дискуссию, звучала и критика. Например, по мнению экспертов, сторонники идеи озеленения не учли, что под улицей проходит масса коммуникаций, и деревья по большей части здесь сажать негде. Архитектор Светлана Гетте отметила, что предложенные решения с платформой-эстакадой красивы и хороши, но только летом. Чистить эстакаду зимой от снега будет трудно, хотя идея пешеходного второго уровня сейчас в тренде. Проект эстакады может быть успешным, если, к примеру, сделать ее крытой.

Властям на заметку

Подводя итог обсуждения, председатель правления омской организации Союза архитекторов России Александр Бегун сказал: «Мы имеем здесь всю палитру решений и предложений — от чисто декоративных до серьезных инфраструктурных».

Победителей конкурса определили тремя способами: лучших отметило жюри из 13 человек, кроме того, были проведены голосование в интернете и зрительское голосование на самой выставочной площадке. В итоге, победу одержал проект авторов Леонида и Галии Гусельниковых и Андрея Совалкина, который оказался одним из самых радикальных на конкурсе (на рисунке ниже).

410 победитель.jpg

Как говорят архитекторы, теперь информацию о конкурсе они постараются представить в Омском городском совете или на градсовете, а также познакомят с ней компании, чьи здания расположены на улице Тарской. «Мы, как помощники власти, хотим дать свои предложения по совершенствованию городской инфраструктуры», — пояснил Александр Бегун. Он надеется, что конкурсные работы заинтересуют бизнес-сообщество и администрацию, и что следующий конкурс уже будет иметь заказчика.


Цитата в тему

АРХИТЕКТОР ЛЕОНИД ГУСЕЛЬНИКОВ: «ЗА ОСНОВУ В СВОЕЙ РАБОТЕ МЫ ВЗЯЛИ РАЗДЕЛЕНИЕ ДВУХ ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ — «ДОРОГИ К ХРАМУ » И АЛЛЕИ ОМСКИХ СТРОИТЕЛЕЙ. ПЕРВАЯ ДОЛЖНА ИМЕТЬ АСКЕТИЧНЫЙ ВИД — ГРАНИТНАЯ ПЛИТКА, МИНИМУМ МАЛЫХ ФОРМ. А аллею с выставочными стендами по истории строительства Омска мы предложили вынести на платформу, под которой устраиваются парковочные места. Кроме того, мы здесь немного «похулиганили» и поставили автоматические парковки высотой 24 м на 30 автомобилей. Они могут быть дополнительно подсвеченными световыми столбами. На улице надо будет упорядочивать инфраструктуру, перекладывать коммуникации. Необходимые уровни создаются с углубленной парковки и поднятой платформы. Это позволяет преобразить пространство минимальными средствами и решить многие проблемы»