Индекс качества городской среды станет важным инструментом оценки реализации нацпроектов
Одной из важных целей национального проекта «Жилье и городская среда» является уменьшение в два раза к 2024 году числа городов с неблагоприятной городской средой. Оценивать состояние горсреды предполагается с помощью специального индекса, методику определения которого недавно утвердил глава правительства РФ Дмитрий Медведев (распоряжение правительства №510-р от 23 марта 2019 года). Предполагается, что заложенные в эту методику параметры позволят уйти от субъективности при анализе качества жизни в городах и квалифицированно отслеживать происходящие изменения. Формирование набора индикаторов индекса качества городской среды стало результатом многомесячной работы, в которой участвовали заинтересованные ведомства, общественные организации и эксперты. Параллельно был проведен анализ действующих международных документов в вопросах формирования комфортной городской среды, в частности, индикаторов «умных городов», разработанных ЕЭК ООН-МСЭ, а также новой программы развития городов ООН-Хабитат.
Учет международного опыта позволил усовершенствовать первоначальный вариант индекса и скорректировать набор индикаторов его оценки. В их число вошли безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, современность среды и эффективность органов власти. Как считают в правительстве, применение индекса поможет принимать квалифицированные решения по развитию городов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также оценить эффективность уже реализуемых программ и проектов.
«Место сборки нацпроектов — это конкретный муниципалитет, где власти должны аккумулировать собственные ресурсы, возможности бизнеса и мероприятия нацпроектов, от того, насколько эффективной будет эта работа, и будет зависеть результат», — отметил министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев.
Есть что улучшить
Во время подготовки распоряжения правительства о методике формирования индекса шли горячие споры, и целый ряд замечаний экспертов и общественных организаций был учтен в конечной версии документа. Например, в соответствии с новой методикой города будут разделены на десять групп в зависимости от климатических условий и количества населения. Это даст возможность проводить более корректные сравнения. Кроме того, появилось несколько новых критериев, например, «доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур».
Однако спорные моменты остались. «В методике немало неоднозначных критериев, которые только с большой натяжкой можно считать отражением качества жизни граждан, — считает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева — О чем говорит критерий «Количество вывезенных твердых коммунальных отходов на душу населения»? О том, что в городе высокое потребление? Хорошо осуществляется работа по вывозу отходов? Или не работают программы по сортировке и переработке, позволяющие сократить объемы вывозимого мусора? Возможна и еще одна версия: регионом приняты очень высокие нормативы накопления отходов, благодаря чему количество вывозимого «на бумаге» мусора может резко возрасти».
По мнению Разворотневой, некоторые критерии являются неполными, отражающими положение дел лишь частично. Например, есть критерий «Доля жилого фонда, обеспеченного централизованными услугами тепло-, водо-, электроснабжения, водоотведения, в общем объеме жилого фонда». Однако нет показателей, отражающих качество коммунальных услуг в этих сетях, количество аварий и т. п. Есть показатель «Доля улично-дорожной сети, обеспеченной ливневой канализацией, в общей протяженности улично-дорожной сети», но нет показателя, отражающего, например, наличие тротуаров. Хотя очевидно, что город без тротуаров вряд ли может считаться благоприятным для проживания.
С этими замечаниями согласен и ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Хорошо, что методика базируется на основе 36 индикаторов, считает эксперт. Это означает, что ее разработчики старались учесть как можно больше факторов для определения индексов. Однако некоторые из этих индикаторов представляют собой некий комбинированный показатель-формулу, что может затруднить оценку населением и породить противоречия между гражданами и чиновниками, ведущими расчет индекса качества городской среды. «Взять, к примеру, индикатор «Доля площади города, убираемая механизированным способом, в общей площади города». По расчетам он может быть хорошим, даже отличным, но при этом горожане будут жаловаться на то, что многие места в городе не убраны, — поясняет свои сомнения эксперт. — Это может происходить потому, что многие улицы требуют ручной уборки, а дворников в городе не хватает. Таким образом, несмотря на «нормальное» значение данного индикатора, жители города могут быть с этим не согласны». По мнению Дмитрия Баранова, некоторые индикаторы следовало бы добавить в методику или заменить ими те, которые есть. В частности, эксперт считает, что в методике недостаточно отражены вопросы состояния окружающей среды. Очень косвенно эта тема затронута в индикаторе «Загруженность дорог». Этот индикатор «характеризует наличие транспортных проблем при передвижении в городе и свидетельствует о наличии постоянных источников выбросов вредных веществ в атмосферу и общего загрязнения города». Но каков состав этих выбросов, как они распределяются по районам, за счет чего формируются? Эти вопросы в методике отсутствуют.
В свою очередь независимый эксперт в сфере ЖКХ Людмила Кайсарова отмечает, что в методике ничего не говорится о собственниках жилья, о соблюдения их прав властями, об общем имуществе МКД, нет коэффициента уровня жилищного самоуправления.
Учимся интегрировать
Если попробовать подытожить критические замечания экспертов, то можно сказать, что им не хватило в индексе КГС и методике его расчета «глобальности». Многие специалисты считают, что главным фактором, делающими жизнь в городе благоприятной, являются хорошая экономика, наличие высокооплачиваемых рабочих мест, развитая социальная и транспортная инфраструктуры, доступность и качество жилья. Однако именно эти важнейшие факторы в методике отражения не нашли.
Разработчики методики в ответ говорят, что их задачей было формирование индекса качества городской среды, а не «макроэкономической» ситуации. Тем не менее, подобный подход к индексу качества многих разочаровал. Индекс КГС мог бы стать интегральным показателем, с помощью которого можно было бы «измерять» реализацию на конкретной территории различных национальных проектов. Тем более что выделение из федерального бюджета субсидий для регионов, предусмотренное федеральным проектом «Комфортная городская среда», не только «увязано» с результатами города по целевым показателям данного проекта, но и учитывает выполнение на данной территории целевых показателей других национальных проектов. То есть в финансовом плане показатели развития города являются интегральными, а вот на уровне содержательных оценок они, к сожалению, до конца не увязаны.
Отдельные вопросы возникают и к источникам получения информации о городе. В большинстве своем это количественные показатели, полученные из таких источников, как Росстат, информационная система ГИС ЖКХ и прочее. Однако наличие в городе острых конфликтов между общественностью и властью не отражается в привычных статистических источниках. С другой стороны, в данных статотчетов могу не найти отражения и позитивные события, например, городские программы по развитию культуры или поддержке общественной активности.
«Получить более объективную картину ситуации в российских городах возможно, на наш взгляд, с помощью дополнительных качественных показателей, появляющихся во время общественных мониторингов, — говорит Светлана Разворотнева. — Следует отметить, что в Минстрое это понимают — в ежегодном рейтинге субъектов по реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» есть такие показатели, как «Устранение выявленных ОНФ, ЕР, Минстроем России нарушений реализации проекта», «Рейтинг ОНФ по вовлечению граждан»… Баллы по этим показателям влияют на итоговое место субъекта в рейтинговой таблице».
В целом, однако, эксперты позитивно смотрят в будущее. «Хорошо, что методика разработана, и теперь по ней начнется работа. Изменения в российских городах, и не только крупных, уже есть, что позволяет говорить об изменении ситуации к лучшему в целом в стране, — считает Дмитрий Баранов. — Этим вопросам стали больше уделять внимания и выделять на их решения больше средств. Но главное, что в обществе сформировался устойчивый запрос со стороны граждан на улучшение условий жизни, изменение многих вещей в этой сфере, что и подтолкнуло власти к активизации данной работы».
Цитата:
Министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев:
«В рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» перед нами стоит задача по сокращению в два раза к 2024 году количества городов с неблагоприятной городской средой, при этом показатель индекса городской среды должен увеличиться на 30%. Оценка состояния городской среды будет производиться ежегодно до 1 ноября сразу по 36 индикаторам, это позволит сделать ее максимально объективной»
Цитата:
Председатель комиссии ОП РФ по региональному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов:
«Мы считаем, что индекс качества горсреды должен охватывать более широкий круг вопросов городской жизни, в том числе наличие конфликтов при застройке и оценку позиции властей при разрешении этих конфликтов. При определении приоритетов благоустройства на местах нужен учет запросов разных социальных категорий, что позволит избежать конфликтных ситуаций. Самое главное — учитывать качество взаимодействия власти и граждан, и иногда в случаях, когда люди не готовы терпеть улучшения даже ради «светлого будущего», предпочтительнее не проводить работы вовсе»
Номер публикации: №18 от 13.05.2019