Чтобы жизнь была красивой

Чтобы жизнь была красивой

Граффити из искусства протеста превращается в элемент городского оформления

Перед майскими праздниками в Самаре произошло примечательное событие: французский художник MioSHe (Антуан Мартине) расписал фасад дома в историческом центре Самары, где после окончания реконструкции будет располагаться Театр кукол. Работа Мартине дала старт второму этапу проекта «Модерн в облаках 2019», в котором будут участвовать городские здания, имеющие отношение к театру. «Граффити в городе — тема модная уже довольно долгое время, — говорит куратор проекта Дмитрий Храмов. — Это своеобразное поэтизирование городской среды через включение дополнительных смыслов». Впрочем, архитектор предлагает различать граффити спонтанное и заказное. «Граффити всегда было протестным независимым искусством. Здесь и маркировка территории, и осмысленное высказывание, — замечает он. — Авторы-художники этих полотен обычно не афишируют себя и скрываются за никами и псевдонимами, чтобы подчеркнуть некую андеграундность. Полотна, которые появляются на городских стенах спонтанно, как самовыражение художников, — это одна история граффити, а полотна, которые появляются по заказу — совсем другая».

Любой заказ на граффити изначально устанавливает некие рамки. Часто к граффити относятся как к некоему временному объекту, имеющему практическое значение, например, маскируют неприглядные здания или помещения. Так, например, мурал «Соседи» рядом с ЖК «Кварталы 21/19» (Москва) появился именно для того чтобы «украсить» жизнь обитателей комплекса, окруженного старыми зданиями. Кроме того, застройщики рассчитывали таким образом привлечь внимание к проекту. «Соседи» являются одной из самых больших картин такого рода в нашей стране, площадь изображения составляет 2100 кв. м. Автор, Рустам Селемгараев (Qubic) — единственный в России художник, работающий в технике мурализма. К слову, его гонорар составил 700 тыс. рублей. Правда, жизнь граффити оказалась не слишком долгой. После того, как часть промзоны бывшего завода «Молния» была продана, новый собственник приступил к редевелопменту здания. Сейчас на фасаде появились окна, которые ранее были заколочены досками, соответственно, часть изображения пострадала. В скором времени начнутся фасадные работы, и от мурала ничего не останется. Тем не менее, опыты с использованием граффити для украшения городской среды будут, без сомнения, продолжаться.

Например, в проекте ЖК «Южное Видное» усилиями художников из Екатеринбурга Степы и Алинеа Айфо четыре трансформаторные подстанции превратились в арт-объекты. Изменился облик и двух трансформаторных подстанций в жилом комплексе «Ново-Молоково». Всего на работы по художественной росписи шести зданий было потрачено 960 тыс. рублей.

А в ЖК «Мечта» в Петербурге арт-объектом, украшенным граффити, стала контейнерная площадка. «С самого начала перед нами стояла задача сделать именно красивое, яркое и необычное здание, — рассказал руководитель отдела по работе с гражданскими инициативами ЖК Андрей Хохлушин. — Росписью объекта занималась художница, жительница нашего дома Анна Данилова».

В некоторых компаниях-застройщиках работа над граффити является частью концепции «добрососедства». Сюжет выбирается голосованием в соцсетях, а работают с красками как сами жители-подростки, так и профессиональные художники. Если граффити имеет «городское значение», как в случае с Самарой, тогда нужно пройти определенную процедуру. «Мы для реализации проекта взяли разрешение у собственника здания, у арендатора здания, — рассказал Дмитрий Храмов. — В этом году здание было поставлено на ремонт фасада, и наша задача сейчас как кураторов проекта отследить, чтобы при ремонте полотно не закрасили. Это наше обязательство, хотя оно никак не закреплено юридически, это просто наша личная ответственность». Если граффити будет официально признано произведением искусства, оно может быть передано на баланс города. Но это тоже потребует некоторой административной процедуры: экспертизы, прохождения специальной комиссии. Но тогда появится гарантия, что изображение не закрасят.


Цитата:

Армен Арутюнов, градозащитник, общественый деятель (Самара ):
«Граффити нужно в первую очередь для оживления среды. Это уличное искусство. В разные периоды времени были разные инструменты, которыми пользовались архитекторы и художники для украшения зданий. Барельефы, маскароны и вся эта декоративная составляющая прошлых веков, а в советские времена — свои направления, например, мозаика»


Цитата:

Коммерческий директор RDI Валерий Кузнецов:
«Приятно, когда технические здания — не унылые и серые постройки, а красивые современные арт-объекты. В этом случае у жителей формируется другое отношение к дому, двору, подъезду — более внимательное и бережное. Дружелюбнее становятся и отношения между соседями. Уличное искусство помогает избегать вандализма, прежде всего, со стороны подростков»