Над волнами

Над волнами

Автомобильное движение по Крымскому мосту открыто

Во вторник, 15 мая, состоялась торжественная церемония открытия автомобильного моста через Керченский пролив. В ней принял участие президент России Владимир Путин. Глава государства проехал по мосту за рулем КамАЗа во главе колонны из трех десятков грузовиков. А перед этим президент ознакомился с работой Единого центра управления дорожным движением и всех эксплуатационных служб транспортного перехода. Автомобильное движение по мосту было запущено на следующий день, 16 мая, на шесть месяцев раньше предусмотренного государственным контрактом срока. Грандиозное сооружение, которое соединяет полуостров Крым с «материковой» Россией, выросло буквально у нас на глазах меньше чем за четыре года.

Из тьмы веков

Перейти через пролив на своих двоих или на колесах мечтал еще тмутараканский князь Глеб. Но тогда, в 1064 году, сделать это было можно только по льду. Но ресурсов для такого строительства тогда не было, но идея, раз возникнув, запала в головы людей. Во второй половине XIX века о мосте между Кавказом и Крымом задумались в Великобритании.

Британцы всерьез изучали план организации прямого железнодорожного сообщения с Индией. Но идея оказалась слишком дорогой, и от нее отказались. В начале ХХ века планами по строительству моста озаботился царь Николай II, но этим планам помешали Первая мировая война и революция.

Во время Второй мировой войны Германия, оккупировавшая значительную часть советской территории, стала прорабатывать проект сооружения моста для снабжения своих войск на Кавказе. Соответствующее поручение было дано министру промышленности Шпееру. Построить мост немцы не успели, зато ресурсы, накопленные ими, после освобождения Крыма были использованы для постройки первого советского моста в 1944 году. Через возведенный в рекордно короткие сроки мост даже успела проехать часть советских участников Ялтинской конференции. Впрочем, тот мост простоял недолго: весной 1945 года несколько опор его были повреждены ледоходом, и сооружение было признано непригодным для эксплуатации.

Однако потребность в коротком автомобильном и железнодорожном пути из Крыма на Кавказ не только не исчезла, но, напротив, становилась все более настоятельной. В 1954 году между портом Кавказ и Крымом была запущена паромная переправа, которая работает до сих пор. В 2015 году переправа была реконструирована, и в пик сезона через нее проходят до 50 тысяч человек и 10 тысяч автомобилей в сутки. Но все понимали, что нужен мост, который не зависел бы от капризов погоды и имел бы более высокую пропускную способность.

Хроника строительства

В августе 2014 года правительство РФ определило заказчиком строительства моста Росавтодор. Президент России поддержал предложение Минтранса принять вариант строительства моста в створе косы Тузла.

В феврале 2015 года был подписан госконтракт на проектирование и строительство моста между ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» и ООО «Стройгазмонтаж». В марте того же года была учреждена компания «СГМ-Мост», которая отвечала за весь объем работ по проектированию и строительству моста.

В апреле того же года началась подготовка территории к строительству моста через Керченский пролив. Участки, на которых должны были развернуться подготовительные работы, проверили саперы. Затем там развернулись большие археологические работы с целью найти и сохранить ценные исторические предметы.

В ноябре 2015-го проектная документация будущего моста получила положительное заключение Государственной экологической экспертизы. И в марте следующего года строители начали возведение свайных фундаментов моста. К 30 мая на сухопутных и морских участках строительства было забито более 1000 свай разного типа. Тогда же на стройку из Воронежа были отправлены первые балки пролетных строений моста.

17 июня 2016 года строители приступили к сооружению опор Крымского моста в акватории Керченского залива. А спустя два месяца началась сборка ключевых элементов моста — судоходных пролетных строений.

В сентябре завершилось создание основной вспомогательной инфраструктуры на обоих берегах пролива. Были подготовлены три рабочих моста, технологические, складские и промышленные площадки, временные причалы, введены в эксплуатацию городки строителей, построено 30 километров временных дорог.

21 сентября у западной оконечности Тузлинской косы завершилось создание первой морской опоры Крымского моста. К началу ноября число свай на морских и сухопутных участках превысило 3 тысячи, а к январю 2017 года свайные работы были выполнены на 50 процентов (на глубину от 12 до 90 м погружено почти 3540 свай из более чем 7000).

В марте 2017 года стройка в Керченском проливе перешагнула годовой рубеж. Полным ходом шли работы по сооружению опор, монтажу пролетов, устройству плит проезжей части. К маю половина опор моста была готова.

В середине мая севастопольские судостроители закончили создание плавсистемы, которая должна была доставить арки Крымского моста к месту монтажа. В июле на строительстве моста начались работы по устройству дорожного покрытия.

16 августа завершилось погружение свай на автодорожной части моста, а 12 октября мостостроители подняли автодорожный арочный пролет на фарватерные опоры — на высоту 35 метров над уровнем моря. Подъем арки занял около пяти часов.

17 декабря 2017 года на сайте назовимост.рф завершилось онлайн-голосование по вопросу о названии моста, 64% проголосовавших выбрали вариант «Крымский мост».

В это время строители завершили сборку пролетных строений автодорожной части, полностью сформировав мостовое полотно от таманского берега до керченского. Нить металлоконструкций общим весом более 100 тысяч тонн протянулась над Керченским проливом между 288 опорами.

14 марта 2018 года президент России совершил рабочую поездку на площадку строительства Крымского моста. Владимир Путин проехал по готовому участку моста и прошел по автодорожной арке в сторону Крыма. «Могу сказать, что это впечатляет, — заявил глава государства.

— Получается у вас здорово. Просто уникальное сооружение не только для нашей страны, но и, думаю, в мире аналогов таких немного».

9 мая 2018 года заказчик строительства Крымского моста принял у генподрядчика автомобильную часть сооружения. Этот участок станет частью автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-290 Новороссийск — Керчь.

Действительно, мост в Крым — самый длинный в России и один из крупнейших в Европе. Его длина составит 19 километров, из них 11,5 километра проходит по суше, 7,5 километра — над морем. Ранее самым длинным в России был Президентский мост через Волгу в Ульяновске, длина которого чуть меньше 13 километров.

Крымский мост начинается на Таманском полуострове, проходит по пятикилометровой дамбе и острову Тузла, затем пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег, включает две параллельно расположенные трассы для автомобилей и поездов. Пропускная способность моста — 40 тысяч автомобилей и 47 пар поездов в сутки, 14 млн пассажиров и 13 млн тонн грузов в год.

За автомобилями — поезда

Если строительство автомобильной части Крымского моста завершено, то сооружение железнодорожной еще продолжается. По плану она будет введена в эксплуатацию в 2019 году. Это будут два пути с пропускной способностью до 47 пар поездов в сутки. Расчетная скорость движения пассажирских поездов — 120 км/ч, грузовых — 80 км/ч.

29 августа 2017 года строители подняли и установили арку железнодорожного моста на фарватерные опоры. Общий вес арочного пролета превышает 5,8 тыс. тонн, он на 1000 тонн тяжелее автодорожного.

В феврале нынешнего года началось сооружение морских пролетов моста под железную дорогу.

Железнодорожный пролет Крымского моста — это сборная металлическая конструкция весом 580 тонн, включающая более 40 основных элементов. Они соединяются между собой сваркой и высокопрочными болтами. Высота собранного из заводских сегментов блока составляет более 5 м, ширина — более 15 м с учетом служебных проходов. Пролеты устанавливаются на морских опорах, расстояние между которыми не превышает 65 м.

В 2018 году работа по сооружению пролетов железной дороги развернется на всех морских участках.

В целом над Керченским проливом между 64 опорами будет надвинуто более 6 км железнодорожных металлоконструкций. Общая масса морских пролетов под железную дорогу составит более 60 тысяч тонн.

Параллельно с работами в Керченском проливе ведется строительство железнодорожной инфраструктуры по обоим берегам Керченского пролива. Это дороги со стороны Краснодарского края и Крыма протяженностью 40 км и 17,5 км соответственно.


227,92 млрд рублей составила общая стоимость проекта по возведению Крымского моста. Объект возводился за счет средств федерального бюджета в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» без привлечения внебюджетного финансирования


Справочно

На строительстве моста работали 3500 инженеров и рабочих из двух десятков российских регионов. Среди них специалисты с опытом строительства объектов саммита АТЭС во Владивостоке, Универсиады в Казани, Олимпиады в Сочи.

Теги: