Мост, который рухнул

Мост, который рухнул

Эксперты считают, что причиной трагедии в Генуе стали ошибки в первоначальных расчетах и нехватка средств на ремонт

14 августа 2018 года в Генуе (Италия) обрушился автомобильный мост Моранди. Один из основных пилонов и 200-метровый пролет обрушились на складские помещения и железнодорожные пути с высоты более сорока метров. В этот момент на мосту находилось четыре десятка легковых и грузовых автомобилей. В результате трагедии погибли 43 человека. Результаты расследования причин обрушения моста станут известны позже, но уже сейчас эксперты высказывают мнение, что при строительстве моста были допущены ошибки в расчетах, связанные с осадкой железобетона.

Инженер Рикардо Моранди, автор проекта моста в Генуе, не дожил до краха своего детища, он ушел из жизни в 1989 году. Но в 1967-м, когда объект запускали в эксплуатацию, Моранди был жив и уже так известен, что мосту было присвоено его имя — ponte Morandi. На открытие огромного вантового моста длиной 1102 метра приехал тогдашний президент Италии Джузеппе Сарагат. Сооружение стало одной из достопримечательностей Генуи.

Однако буквально через несколько лет после торжественного открытия мост Моранди потребовал дорогостоящих ремонтных работ вследствие первоначальных просчетов, связанных с вязкостью бетона. К концу 1990-х годов на техническое обслуживание моста и поддержание его в работоспособном состоянии была израсходована сумма, составлявшая порядка 80% первоначального строительного бюджета.

В нынешнем веке некоторые специалисты пришли к выводу о том, что мост Моранди требует замены. Еще в 2012 году глава объединения промышленников Генуи Джованни Калвини предлагал спешно усовершенствовать автодорожную инфраструктуру города, потому что «через десять лет мост Моранди рухнет». Он ошибся всего на несколько лет… А сегодня многие СМИ цитируют отчет, подготовленный два года назад Антонио Бренчичем, экспертом по строительству из Университета Генуи. По его мнению, конструкция моста нуждалась в серьезном ремонте еще в 1980-х годах.

«Виадук, спроектированный Рикардо Моранди, считался произведением инженерного искусства, но на самом деле он был примером неудачной технической мысли», — заявил Бренчич итальянскому телевидению. По словам эксперта, были допущены ошибки в расчетах, связанных с осадкой железобетона, что привело к тому, что дорожное полотно пошло волнами. Бренчич допускал, что будет дешевле построить новый мост, чем постоянно тратить средства на ремонт старого.

Однако после кризиса 2008 года расходы на инфраструктуру в Италии значительно снизились, что не позволило своевременно проводить необходимые ремонтные работы.

Итальянская Corriere della Sera отмечает, что за последние пять лет в Италии обрушились десять мостов. «Причина, прежде всего, одна: сокращение инвестиций в инфраструктуру — экономят, в том числе, на ремонте и обслуживании мостов», — отмечает газета.

Сегодня правительство Италии объявило о планах обнародовать условия концессионных соглашений, связанных с содержанием и обслуживанием автодорог страны. Как заявил вице-премьер, министр экономического развития Италии Луиджи ди Майо, правительство разрывает концессионное соглашение с компанией Autostrade per l’Italia, в чьем ведении находился мост в Генуе.

Крах моста Моранди вызвал огромную волну откликов по всему миру. Озабоченность состоянием инженерной инфраструктуры высказали и в соседней Франции. В стране насчитывается 200 тысяч автодорожных мостов на 1 млн км дорог. Из них 12 тысяч находятся в ведении центрального правительства, остальные — органов местного самоуправления. Как заявил президент Национального союза спецподрядчиков по ремонту и укреплению инженерных структур Франции Кристиан Тридон, примерно 7% сооружений можно отнести к числу аварийных. «Итак, мы получаем 14 тысяч опасных мостов», — сказал он. Остается только добавить, что состоянием дел в этой области необходимо озаботиться и нам — в России немало конструкций, зданий и сооружений, состояние которых требует срочного вмешательства.


Взять под наблюдение

Александр ЦЕРНАНТ, научный консультант ФАУ «ФЦС» Минстроя РФ:
«Предусмотренные в проектах 70-100-летние сроки службы железобетонных мостов часто оказываются необоснованными декларациями. Из более чем трех тысяч мостов, обследованных в последние 25 лет, более половины были признаны не соответствующими требованиям безопасности. Мост в Генуе — трехпилонный мост экстрадозной (вантово-балочной) системы с преднапряженной железобетонной балкой и жесткими обетонированными стальными вантами — был построен в пору увлечения технологией железобетона. Современные технологии преднапряженного железобетона позволяют строить мосты с пролетами более протяженными, чем раньше.

Но тогда, в 50-70-е годы, еще не учитывали особенностей поведения преднапряженных железобетонных конструкций: уменьшения со временем преднапряжения вследствие ползучести бетона, процессов коррозии бетона и арматуры, снижения прочности железобетона вследствие накопления усталостных дефектов (микродеструкции) динамически нагруженных конструкций. Обрушение моста стало следствием естественного процесса достижения предельного состояния конструкций и материалов сооружения. Другой причиной трагедии стало то, что интересы бизнеса были поставлены выше безопасности: рекомендованные специалистами сроки начала капремонта моста были сдвинуты с мая на сентябрь, на конец туристического сезона.

Катастрофа произошла раньше. Трагедия в Генуе подтвердила актуальность принятой нами в программе развития и совершенствовании нормативной базы строительства концепции управления жизненным циклом ответственных сооружений, в частности нормирования мониторинга этих объектов. Разработанная специалистами научной школы мостостроителей ЦНИИСа методология мониторинга мостов, включающая вибродинамические и микроструктурные испытания мостового сооружения на всех уровнях пространственной иерархии его организации (окружающая среда, сооружение, конструкции, материалы) при научном сопровождении изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации моста, является средством защиты от всех видов рисков, приводящих к «мостопадам».


Справочно

Мост Моранди в Генуе — вантовый мост из железобетона и предварительно напряженного железобетона, строился с 1963-го по 1967-й год, длина — 1,1 километра. Последняя реконструкция моста проводилась в 2016 году.


Справочно

Рикардо Моранди (1902-1989) — итальянский инженер-строитель, оставивший множество сооружений по всему миру, в первую очередь мостов и виадуков. Широко использовал в своих проектах железобетон. Среди самых известных осуществленных проектов — мост генерала Рафаэля Урданета, 8-километровый мостовой переход через озеро Маракайбо (Венесуэла), мост Вади-эльКюф (Ливия), его 281-метровый пролет в течение семи лет оставался самым длинным бетонным мостом в мире, и ставший теперь знаменитым мост в Генуе. Мост генерала Рафаэля Урданета частично рухнул в 1964 году после столкновения танкера с одной из его опор. Мост Вади-эль-Кюф в Ливии был закрыт в 2017 года по соображениям безопасности.

Теги: