Дорога на века

Дорога на века Рис. Вадима СПИРЕНКОВА

Почему дорожное строительство в России зациклилось на асфальте?

На прошедшей в декабре «Транспортной неделе-2015» много внимания было уделено строительству автодорог, в том числе Международному транспортному маршруту (МТМ) «Европа—Западный Китай». Ранее, на стратегической сессии ГК «Автодор» «Сеть автомагистралей и скоростных автомобильных дорог к 2030 году», был заявлен проект дублера МТМ — автотрассы протяженностью более 2000 км, которая должна быть построена из бетона. Это стало едва ли не сенсацией на фоне абсолютного господства асфальта. Почему до сих пор в России строится мало дорог из бетона? Об этом корреспондент «СГ» побеседовал с заместителем директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Евгением Носовым.

«СГ»: Когда у нас появились первые дороги из бетона?

Евгений Носов: Дороги с бетонным покрытием у нас стали массово строить в 60-х годах прошлого столетия. Бум же пришелся на конец 60-х — середину 70-х. Тогда была построена дорога с цементобетонным покрытием М-6 «Каспий». К сожалению, несмотря на то, что технология была отработана, дальнейшее обслуживание цементобетонного покрытия не велось должным образом. И потом, сыграли свою роль наши погодно-климатические условия, характеризующиеся большими перепадами температур, частыми переходами через ноль. Это способствовало разрушению поверхности покрытия, особенно в местах деформационных швов, которые «нарезаются» в полотне для купирования теплового расширения. В то время не было качественных битумов или мастик, которыми заполняются эти швы во избежание попадания воды, пагубно влияющей на дорожное полотно.

«СГ»: На «Транспортной неделе» довелось пообщаться с одним старым опытным дорожником, который полагает, что на пути строительства дорог из бетона есть три препятствия: первое — бетон требует большей технологической дисциплины, из этого вытекает, что бетон требует более высокой квалификации специалистов. А кроме того, существует мощное «асфальтовое» лобби…

Е. Н.: Последнее — без комментариев. Впрочем, если дорожник со стажем это говорит, значит, у него есть для этого основания. А вот в части технологической дисциплины ваш собеседник абсолютно прав. С асфальтовыми смесями работать, конечно, проще. Асфальтобетонное покрытие уложил, уплотнил и почти сразу можно открывать движение. А цементобетон свою прочность набирает несколько недель. Кроме того, есть свои тонкости в устройстве нижележащих слоев дорожной одежды под него.

Ни для кого не секрет, что в 90-е с кадрами в дорожном строительстве возник большой провал. К тому же, после середины 70-х цементобетон массово не использовался на дорогах. Тот опыт был просто утерян. И люди, обучавшиеся работать с асфальтом, в большинстве своем не знали, как работать с бетоном. Поэтому надо вносить коррективы в систему высшего и среднего специального образования в части подготовки специалистов для дорожного строительства. Тем не менее, я полагаю, что на современном этапе практика строительства дорог из бетона идет по нарастающей.

«СГ»: Три процента от общей протяженности федеральной дорожной сети?!

Е. Н.: Так ведь после бума 60-70-х цементобетон вообще в дорожном строительстве не применяли! Инерция мышления здесь очень велика. Но вот же, мы транспортный обход Новосибирска построили из бетона. Кроме того, первые платные участки трассы М-4 «Дон» также из бетона. Там, кстати, впервые у нас применялись новые бетоносмесительные комплексы Bomag. Кстати, это действительно комплексы: помимо укладки бетонного полотна, они нарезают деформационные швы, заполняют их мастикой, создают специальную шероховатость на покрытии путем нанесения поперечных полос для улучшения сцепления. И в завершение производится операция по покрытию поверхности специальной полимерной пленкой, которая сохраняет бетон до окончательного набора прочности. После этого опыта наши дорожники и убедились в том, что основная трудность здесь в строгом соблюдении регламентных процедур при укладке цементобетонных покрытий. Скажем так, это новый уровень технологической дисциплины.

«СГ»: Они не стали сетовать, что бетон дороже?

Е. Н.: Бетон дороже не только от того, что там цемент присутствует, и требуются усилия, знания и опыт. Дело в том, что цементобетон — это многокомпонентная смесь, и, кроме того, там присутствует арматура. Впрочем, это все компенсируется большей долговечностью, увеличением межремонтных сроков. Недаром же бытует мнение, что в первое десятилетие с начала эксплуатации весь уход за бетонной дорогой ограничивается «сдуванием пылинок с дороги». Конечно, делать ямочный ремонт на асфальте проще и дешевле, чем восстанавливать бетонное покрытие в случае его разрушения. Но тут мы возвращаемся к вопросу о технологической дисциплине: если ты все сделал, ни на йоту не отступив от технологии, то и сдувай себе пылинки. Целесообразность таких проектов надо доказывать, с цифрами в руках разъяснять, что первоначально большие затраты сторицей окупятся за счет более долгой безремонтной эксплуатации. Но я думаю, что бетонные дороги все же займут свое место в структуре дорожной сети России.