Игорь БАХИРЕВ, заместитель директора Института Генплана Москвы
Во многих городах России существующая трамвайная инфраструктура находится в деградирующем состоянии или ликвидирована вовсе. Между тем, как показывает зарубежная градостроительная практика, развитие трамвайного сообщения поднимает систему общественного транспорта на новый уровень развития.
Наш институт является разработчиком проектов территориального планирования сразу в нескольких городах страны — в Казани, Воронеже (генпланы утверждены) и Уфе (документ находится в стадии согласования). В основу транспортной системы этих мегаполисов как раз и положено развитие трамвайной сети.
Так, в генплане Казани основной акцент был сделан на развитие экологичного электротранспорта — трамваев, городской электрички и, в перспективе, метро. Сегодня существующая трамвайная сеть обслуживает срединную часть города. Генплан города предусматривает замыкание трамвайной линии по Большому Казанскому кольцу с организаций ускоренного режима движения, развитие трамвайных линий к территориям развития жилой застройки Салават Купере, Западного Заречья. В общей сложности генпланом предусматривается увеличение протяженности трамвайной сети с нынешних 59,7 до 98,5 км к 2040 году.
Иная ситуация в Воронеже: в городе существовала одна из старейших и самых протяженных трамвайных сетей России, однако она была демонтирована в 2009 году, чтобы обеспечить большую пропускную способность улично-дорожной сети. Как показал анализ существующей загрузки улично-дорожной сети транспортными потоками, эффект от данного решения был краткосрочным.
Работая над воронежским генпланом, мы предложили вернуть трамвай в транспортную систему города, развив его в новом качестве — легкого рельсового транспорта (ЛРТ) в виде двух подсистем — обычного скоростного режима и ускоренного движения. В первую очередь (до 2026 года) планируется создать 39,5 км ЛРТ-путей, а к 2041 году — 135,6 км. При этом подсистема ЛРТ обычного скоростного режима формируется для обеспечения передвижений в границах «ядра расселения», а скоростная подсистема обеспечивает связи удаленных районов города, как сформированных на сегодняшний день, так и предлагаемых к развитию.
По оценкам, выполненным с помощью транспортного моделирования, в результате реализации мероприятий по развитию сети ЛРТ среднее время поездки воронежцев сократится с 38 до 31 минуты. Сеть ЛРТ станет основным видом транспорта и будет обслуживать 49% всего пассажиропотока, что соответствует 175-180 млн пассажиров в год.
В свою очередь, проект генерального плана Уфы, находящийся в разработке нашего института, также предусматривает развитие трамвайной сети. Специфика Уфы — в ее пространственной конфигурации (вытянутость по меридиональному направлению), а также в значительном радиусе расселения — наличии развивающихся удаленных районов с высокой плотностью населения. В настоящее время на территории города функционируют две разрозненные трамвайные линии. Как и в Воронеже, существовавшая некогда единая сеть была частично выведена из эксплуатации с целью повышения пропускной способности одной из основных артерий города — Проспекта Октября. Теперь насущной проблемой стало обеспечение надежного сообщения между районами города, а также сокращение доли пользования автомобильным транспортом.
Предусматривается поэтапное развитие трамвайной сети. На первом этапе предлагается соединение частей когда-то единой трамвайной сети. Наиболее эффективным данное решение будет при условии организации скоростной линии трамвая. При реализации этого предложения охват населения в радиусе пешеходной доступности (500 метров) увеличится на 283 тыс. человек (до 623 тыс.). Время проезда из густонаселенного микрорайона Черниковка на окраине города до центра составит в среднем полчаса. Второй этап заключается в строительстве линии вдоль западной части Уфимского полуострова. На этом этапе сеть охватит уже 670 тыс. человек, 52% населения города будет жить в зоне обслуживания трамвайными линиями, а протяженность путей составит 99,1 км. Третьим этапом предусмотрено развитие трамвайной сети на далекую перспективу, выход линий на периферийные части города — районы Дёма, Романовка, Аэропорт. Окончательное формирование трамвайной сети предлагается протяженностью 119,6 км, что потребует значительных капитальных вложений. В генплане закладываются транспортные коридоры, по которым пройдет трамвай. Как подэтап, предваряющий строительство этих линий по выделенным коридорам, предлагается обустроить выделенные полосы для других видов наземного общественного транспорта (автобусы, электробусы).
В результате реализации мероприятий по развитию системы общественного транспорта, основу которых составляют решения по развитию трамвайной сети, жители Уфы будут экономить на каждой поездке от 7 до 15 минут, а пространственная доступность и комфорт поездки в современных трамвайных составах будут гарантировать достижение целевого показателя пользования общественным транспортом, превышающего существующий на 15-20%.
Справочно:
Трамвай — «родоначальник» городского общественного транспорта. Он возник в первой половине XIX века и первоначально имел лошадиную тягу («конка»). Современные трамваи могут развивать скорость 65-75 км/ч. Сейчас трамвайное движение действует в 62 городах России.
Номер публикации: №07 26.02.2021