Школьный девелопмент

Школьный девелопмент

Школьный девелопмент

Строители возводят образовательные учреждения нового типа

В любом городе России с середины прошлого века существовали «обычные» школы и «престижные» — с узкопрофильной специализацией, «звездным» преподавательским составом. Именно туда «устраивали» детей, даже если переехать поближе к такой школе было невозможно. К примеру, в Москве насчитывается более 1200 государственных и частных школ, однако десятки претендентов на одно место были только у школ «первой сотни» официального рейтинга. Однако сейчас появились примеры того, как «переизобретенные» российские школы меняют сознание горожан, по-новому взаимодействуя с жилыми районами.

Учить и учиться

«Дети — это главное, что есть в нашей жизни. В зависимости от того, какое они получают образование, можно говорить и о городе — есть у него будущее или нет», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин на Moscow Urban Forum 2018. Мировая практика показывает, что дополнительный стимул к равномерному развитию у городских районов появляется именно благодаря наличию в каждом из них популярных и востребованных школ. В ряде городов этот процесс породил новые урбанистические и социальные тренды — люди переезжали в пригороды мегаполисов за лучшим образованием и большими площадями жилья, формируя новый стиль жизни, а затем и общественный уклад. Но чтобы изменить город, школа сама должна измениться, системно пересмотреть все аспекты образования — от качества здания до мотивации педагога. Только в этом случае родители не будут стараться отдать ребенка в «престижную» школу в историческом центре города, уровень образования и желаемый стиль жизни перестанут быть вопросом выбора.

При этом уникальные образовательные центры или школы, построенные с участием мировых звезд архитектуры и образования, к сожалению, никогда не станут массовыми — никакая городская экономика этого не выдержит. Но можно перенимать опыт.

«Сегодня от девелоперов требуется исследование лучших мировых и российских практик создания современных школьных пространств, проектирование с четкой привязкой к экономике проекта, адаптация проектных решений к российским стандартам с постепенной их корректировкой совместно с городскими и федеральными органами власти, — рассказывает генеральный директор столичной ГК «А101» Сергей Качура. — Но начинать необходимо с понимания, чему нужно учить современных детей и какие методики диктует актуальная образовательная программа».

Два пути к одной цели

Примером создания новой государственной школы в сложившейся застройке может служить Тюмень. В прошлом году Владимир Якушев, тогда губернатор Тюменской области, а ныне глава Минстроя России, открыл там самую большую в регионе школу № 63 на 1500 учащихся. Здание площадью около 25 тыс. кв. метров вмещает более 80 кабинетов, 2 спортивных зала, 2 зала аэробики и хореографии, актовый зал, 2 обеденных зала, библиотеку, экспериментариум, 2 научные лаборатории, помещения для занятий робототехникой, 4 компьютерных класса, а также мастерские и медицинский блок. Как рассказала «Стройгазете» директор школы Елена Трифонова, в учебном заведении созданы все условия для комфортного обучения и реализации ребенка во многих сферах деятельности: занятий наукой, искусством, творчеством и спортом. «Обучение в современной школе, школе такого уровня, позволяет сформировать систему навыков, знаний и умений выпускника в области базовых дисциплин — математики, физики и информатики, а также способностей к применению полученных знаний в научно-практической плоскости на основе современных высокоэффективных компьютерных, информационных и образовательных технологий», — уверена она.

ГК «А101» развивает новые районы Москвы, построила и реконструировала две школы, ввела в эксплуатацию шесть детских садов. В стадии проектирования и строительства находятся еще три школы, два детских сада и два образовательных центра — когда школа и детский сад объединены под одной крышей. В Группе существует специальное практическое руководство, как создать у учеников правильный настрой с помощью архитектурно-планировочных решений.

По нему, например, ГК «А101» строит в своем ЖК «Испанские кварталы» в Новой Москве школу, здание которой напоминает парящую птицу с двумя крыльями-флигелями, предназначенными для младших и старших классов. В «сердце» птицы — внутренняя площадь, задуманная архитекторами как общественное пространство. Ученики младших и старших классов должны общаться между собой, говорят психологи, ощущать ритм школьной жизни. Два амфитеатра, где можно заниматься или участвовать в дискуссии, арт-зона, информационный центр с библиотекой, видеотекой и местами для проектной работы создают здесь своеобразный кластер творчества и «социальных навыков».

Лабораторный блок построен по принципу фаблаба — комплекса для всех видов прикладных наук. Девелопер создает такие в каждой школе. Здесь ученики смогут проводить опыты по биологии, химии, физике, проводить занятия на стыке дисциплин — кросс-предметное обучение. При этом можно будет выбрать любой проект и заняться им самому или с друзьями. «Робототехника, 3D-печать, уроки создания «виртуальной реальности» — это все, надеюсь, поможет ребятам найти свое призвание в жизни, — говорит Сергей Качура. — Мы же хотели создать «взрослую» атмосферу: она всегда интересна детям, и этот интерес стимулирует работу на результат».

Секрет успеха

Опыт ГК «А101» говорит о том, что при реализации крупных проектов на сотни тысяч квадратных метров жилья к социальной инфраструктуре в принципе нельзя относиться как к обременению.

«Школы и детские сады могут и должны стать функциональным «продолжением» жилого комплекса — средой для образования, творчества и занятий спортом, пространством для общественных городских и районных мероприятий», — подчеркивает Сергей Качура.

Тюменская школа № 63 уже стала таким пространством. На ее территории — площадки для упражнений, игры в хоккей, волейбол и баскетбол, а также большая заасфальтированная площадка для проведения массовых мероприятий.

«Благодаря мощному спортивному ядру не только дети, но и педагоги, и местные жители занимаются спортом. В течение всего года спортивный комплекс используется для организации досуга детей и проведения спортивных мероприятий для родителей и всех жителей микрорайона. В спортивном зале установлены трибуны на 600 зрительских мест, что позволяет проводить множество спортивных мероприятий различных уровней», — рассказывает Елена Трифонова. Впрочем, столичная ГК «А101» идет по тому же пути.

Понятно, что такой подход требует больших вложений, но четкое понимание образовательной программы и общественного функционала в каждой конкретной локации позволяет эффективно решать задачи. В проектах ГК «А101» школы и детские сады строятся, исходя из бюджета 1 млн рублей на ребенка. Сумма кажется большой, но в Группе говорят, что это оптимальный с точки зрения эффективности объем инвестиций в территорию. Он позволяет создавать объекты эффективные в архитектурном и функциональном плане. Затраты возвращаются в виде интереса покупателей квартир к создаваемой городской среде, в которой школы дают детям хорошую подготовку и одновременно выступают локальными комьюнити-центрами. Но все это возможно, по словам Сергея Качуры, лишь при условии понимания актуальных трендов образовательной среды и умения адаптировать затраты на их реализацию.

Пространственная наука

Основа эффективности школьного здания — пространство. Оно играет главную роль в конечном распределении функциональных зон (теория, практика, рекреация, общение, совместные проекты), создании бытовой и сервисной инфраструктуры школы.

«Ориентиром для нас в этом вопросе стала школа в датском городе Эрестад, где почти нет привычных классных комнат и совсем нет коридоров, — рассказывает Сергей Качура. — Школа, по сути, является гигантским хабом — здесь все постоянно пересекаются друг с другом, идет общение. Классы открыты и почти не имеют стен — номера классов написаны на шкафу или на столах. Немногочисленные перегородки полностью прозрачны. В итоге создается ощущение причастности ко всему, что происходит в здании». Например, химическая лаборатория для старшей школы расположена в небольшом углублении в коридоре и сделана в формате экспериментариума. Так ребенок, у которого в программе пока нет химии, может заинтересоваться этим предметом.

«Другой важный урок, который мы усвоили, — метапредметность, — продолжает Сергей Качура. — Всем давно понятно, что в жизни химия — это часть физики, что биологию без химии довольно сложно понять, что IT включает в себя целый ряд дисциплин во главе с математикой». К сожалению, пока российские стандарты не позволяют внедрить подобные идеи, но базовый принцип обозначен — постоянная работа с качеством школьного пространства на уровне проектных решений.

Можно долго рассказывать о преимуществах школы «нового типа» — это и прозрачные внутренние перегородки, и спортивные уголки в классных комнатах, чтобы «размяться» между занятиями, и настоящая оранжерея, которая не только добавляет уюта зданию, но и может стать полем для опытов по биологии.

Но все это — лишь отдельные элементы, которые могут превратиться в эффективный инструментарий. При условии, что у девелопера или муниципальной власти есть понимание развития районов. От этого зависит стратегия развития объектов образования и, как следствие, продуманность их наполнения.

Теги: