Полная YOPA

Полная YOPA

Заменят ли онлайн-cервисы по покупке жилья традиционные агентства недвижимости?

Online-cервисы стремительно входят в нашу жизнь и радикально меняют целые отрасли, которые до этого существовали десятилетиями и столетиями. Достаточно вспомнить, например, UBER, который в считанные годы переформатировал существовавший десятилетиями рынок такси, или Booking, заметно изменивший туристическую индустрию. В виртуальных офисах сегодня работают банки, страховщики и даже книгоиздатели. Мы все чаще покупаем одежду и обувь в online-бутиках, заказываем еду в интернет-ресторанах, снимаем квартиру или дачу на лето через мобильное приложение. Возможно, приближается время, когда в онлайн полностью уйдет и покупка недвижимости, а существующие сегодня агентства станут просто-напросто лишним звеном в цепочке между продавцом и покупателем. Причина — гибридные электронные сервисы, которые в последнее время активно появляются за рубежом.

Ни штата, ни офиса

Электронные риелторы, работающие по гибридным схемам, появились как стартапы около пяти лет назад. Но в последние пару лет в этот сегмент пришли большие инвестиции, и благодаря этому рыночная доля online-риелторов каждый год удваивается. Сегодня в Великобритании наибольшей известностью пользуются сервисы YOPA и Purplebricks. Причем они не замыкаются в национальных границах, а довольно быстро осваивают новые рынки. К примеру, Purplebricks уже провел успешную экспансию в Австралии и сегодня активно завоевывает Соединенные Штаты.

Бизнес-модель почти всех электронных риелторов проста. Продавец дает системе мандат на продажу квартиры за относительно скромное комиссионное вознаграждение — около 1 тыс. фунтов стерлингов. Клиенту гарантируется продвижение объекта на топовых порталах-агрегаторах, а также помощь профессионального специалиста-консультанта, которого продавец может выбрать на сайте самостоятельно. Общение с клиентом в основном осуществляется через мобильное приложение-хаб. У онлайн-риелторов нет ни офисов, ни постоянного штата сотрудников, благодаря чему операционная рентабельность превышает 50%. Доходы складываются не только из комиссионных от клиента, но и из рефералов по ипотечным кредитам от банков, а также посреднических от страховых компаний.

По данным независимых исследований, более 60% клиентских обращений к электронным риелторам заканчиваются сделкой. Эти сервисы быстро набирают популярность благодаря «сарафанному радио» и агрессивной рекламе на ТВ и в интернете. Разумеется, огрехи в работе таких систем имеются, но их постепенно устраняют, а число профессионалов, готовых работать консультантами от имени онлайн-риелторов, быстро растет.

Услуги дешевле

Среди преимуществ гибридных риелторов, прежде всего, надо назвать низкую стоимость услуг. Это первая и главная причина, по которой к ним обращаются клиенты. Сама процедура взаимодействия начинается с оценки недвижимости, которую клиент хочет продать. Оценка может производиться либо полностью автоматически, если система располагает достаточным количеством аналогов, либо посредством вызова выбранного в системе специалиста, каждый из которых имеет свой рейтинг, большое количество заключенных сделок и прочие регалии. После того как оценка дома согласована, электронный сервис заключает аналог смарт-контракта, причем гонорар может быть выплачен как сразу, так и после продажи объекта. Это обеспечивается применением определенных поддерживающих партнерских сервисов, которые либо депонируют оплату, либо заключается смарт-контракт, который гарантирует оплату после совершения сделки. Клиент минимально общается с агентом, максимально использует специальное приложение. Через хаб он получает информацию о том, как его жилье экспонируется, сколько раз объявление просматривали, какие предложения делались, когда планируются показы и т.д. То есть вся необходимая информация, с одной стороны, под рукой, с другой стороны, не надо постоянно тратить время на разговоры с агентом или потенциальным покупателем.

Выживет «элита»?

Что касается недостатков, то аудит работы электронных риелторов, который сейчас проводят независимые социологические компании, выявляет следующие проблемные зоны. Во-первых, это — не 100-процентный результат, то есть не все объекты продаются в тот срок, который изначально обещается. Пока речь идет, как отмечалось выше, о 60-процентной реализации. Оставшиеся объекты либо снимаются с продажи, либо их экспозиция продолжается, но уже без оплаты дополнительного вознаграждения. Есть, конечно, у клиентов электронных риелторов претензии, похожие на те, что они предъявляют и к обычным риелторам. Например, не нравится, как работает агент, как он сделал фотографии дома, как написал описание объекта для его продвижения, или что агент долго не выходит на связь, ни о чем не информирует и не видно никакой активности. По сути дела, тот же самый «человеческий фактор», который есть везде.

Тем не менее, за счет агрессивной рекламы, достаточно большого количества сделок, которые проходят через гибридные риелторские сервисы, они становятся все более популярными. Кто-то, сохраняя возможность работать с обычным риелтором, хочет попробовать новые возможности, «поиграть в новую игру». И зачастую это приводит к успеху. И таким образом, благодаря отзывам таких удачливых клиентов популярность гибридных риелторов растет. Кстати, одно из возражений против работы с электронными риелторами — это то, что они при продаже объекта не позволяют получить за него максимальную цену. Сейчас разработчики с этим «борются». Например, для всех лиц, которые проявили интерес к покупке объекта, проводится своего рода аукцион, который позволяет продавцу реализовать объект по лучшей цене, а не принимать первое поступившее реальное предложение. Таким образом, работа этих сервисов совершенствуется, и покупатели знают о них все больше.

Сегодня количество объектов, которые находятся в листингах электронных риелторов, уже составляет 5% от всех объектов, которые находятся в продаже в Великобритании. И не исключено, что уже через пять лет с помощью онлайн-сервисов будет заключаться более половины сделок на крупных зарубежных рынках. Вполне вероятно, что скоро экспансия подобных проектов дойдет и до России. Это может привести к тому, что многие из существующих агентств недвижимости будут вытеснены с рынка или же им придется кардинально перестроить свою работу. Рынком будут править YOPA и еще пара-тройка аналогичных систем.

Могут ли агентства недвижимости противостоять новым онлайн-сервисам? Думаю, наибольшие шансы устоять у компаний, работающих в узких, немассовых сегментах рынка. Один из них — элитное жилье. Клиентам с миллионными бюджетами нужен не стандартный дисконтированный сервис за 1000 фунтов стерлингов, а VIP-обслуживание с персональным подходом, конфиденциальностью, гарантиями и многочисленными дополнительными услугами. Как в лучших отелях, банках, салонах красоты и бутиках.


Справочно

В 2016 году компания Savills инвестировала в гибридного британского электронного риелтора (onlinehybridestateagency) под названием YOPA 16 млн фунтов стерлингов. В 2017 году еще 20 млн фунтов стерлингов в этот же сервис вложил еще один крупный игрок на британском рынке RE — LSL Property Services plc. Но и эти суммы меркнут перед 125 млн инвестиций в той же валюте, которые в марте текущего года привлек конкурирующий с YOPA британский online-риелтор — Purplebricks — от одного из крупнейших в мире медиаконцернов Axel Springer. Кстати, капитализация Purplebricks (акции котируются на LSE) уже превысила 1 млрд долларов.