Почти догнали

Фото: «Метриум»

Предложение «первички» бизнес-класса и массовых новостроек сравнялось

Генеральный директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Наталья Круглова в интервью «СГ-Онлайн» рассказала об итогах развития рынка первичного жилья бизнес-класса Москвы в первом квартале 2018 года.


«СГ»: Наталья, каковы главные итоги первых трех месяцев на рынке новостроек бизнес-класса? Как изменилось предложение в количественном и структурном плане?

Н.К.: Можно выделить два важных итога развития московского рынка новостроек бизнес-класса в первом квартале. Во-первых, объем предложения первичного жилья данного сегмента практически сравнялся с аналогичным показателем массового сегмента, хотя на протяжении последних трех лет недорогие новостройки доминировали на рынке. Если в классе «бизнес» сейчас экспонируется 17 тыс. квартир, то в эконом- и комфорт-классе – 17,8 тыс. объектов. Второй важный итог – географическое лидерство по объему предложения новостроек бизнес-класса вновь вернулось к СЗАО, где сосредоточился 21% продаваемых квартир данного сегмента, а предыдущий лидер (САО) опустился на вторую позицию (19%).

«СГ»: А как обстоят дела со структурой предложения по стадии стройготовности?

Н.К.: Заметно увеличилась доля новостроек бизнес-класса, которые получили разрешение на ввод в эксплуатацию. На них приходится 21% всех продаваемых квартир. Закономерно снизилась доля проектов, где идет отделка: с 40% в конце 2017 года до 28% сейчас. Кроме того, за квартал продажи начались в семи жилых комплексах (ЖК), и еще в пяти комплексах поступили в реализацию новые корпуса, в связи с чем выросла доля предложений на ранней стадии строительной готовности. Удельный вес таких новостроек за квартал вырос с 15% до 20%.

«СГ»: Что скажете сказать о ценах? Какие округа лидируют в плане динамики?

Н.К.: С начала 2018 года средняя стоимость квадратного метра в новостройках бизнес-класса почти не поменялась. К концу марта она составила 225,5 тыс. рублей, что всего на 0,9% больше, чем в декабре. Однако в большинстве округов отмечена более заметная положительная динамика. Наибольший рост цен зафиксирован в СЗАО (+5,5%) и ЦАО (+4,9%), что связано с плановым повышением цен в некоторых комплексах, а также изменением структуры предложения. Тем не менее, средняя стоимость квартиры не продемонстрировала заметного увеличения, достигнув 17,3 млн рублей.

«СГ»: Как идут продажи у девелоперов? Что интересует покупателей?

Н.К.: В отличие от массового сегмента в новостройках бизнес-класса ощущался сезонный фактор падения продаж после активных месяцев в конце прошлого года. Спрос покупателей был сосредоточен, прежде всего, на новых проектах, где продажи стартовали недавно по заманчивым ценам. Кроме того, девелоперы продолжали стимулировать активность клиентов посредством дисконтных программ, которые не были свернуты с окончанием новогодних каникул, а продлялись на февральские и мартовские праздники. Скидки в проектах достигали 10-15%, правда, на ограниченные группы квартир.

«СГ»: Выделите основную тенденцию этого месяца.

Н.К.: Пожалуй, главная тенденция в сегменте бизнес-класса в первом квартале 2018 года – это очень высокая активность застройщиков. Она выражается как в росте объема предложения, так и в интенсивности поступления на рынок новых жилых комплексов. По этим показателям девелоперы данного сегмента уже сравнялись с застройщиками массового жилья. Вместе с тем нужно понимать, что объемы спроса в бизнес-классе далеко не столь высоки, как в случае с новостройками эконом- и комфорт-класса, а значит риск затоваренности растет.