Освоение столицы

Освоение столицы

Фото: new-vatutinki.ru

Что и как строится на присоединенных к Москве территориях?

Присоединение Новой Москвы к «старой» — это, пожалуй, самый масштабный проект расширения столицы за всю ее историю. Территория города выросла сразу примерно в 2,4 раза. После официального изменения границ 1 июля 2012 года Москва поднялась с 11 на 6 место в списке самых больших городов мира по площади. Сегодня Новая Москва постепенно превращается в одну из крупнейших в стране строек: быстрыми темпами возводится жилье, объекты социальной инфраструктуры, дороги. Только в нынешнем году здесь планируется сдать в эксплуатацию 1,9 млн кв. м жилой недвижимости и 500 тыс. кв. м промышленных и социальных объектов. В этой связи небезынтересным представляется вопрос: что и как строится на присоединенных к Москве 148 тыс. гектарах?

Стратегия развития

Сегодня столичные власти планируют расширить в ТиНАО (Троицкий и Новомосковский административные округа) зону малоэтажного строительства, в том числе, и за счет объектов индивидуального жилья. Отметим, что на данный момент объем малоэтажного и индивидуального жилья здесь составляет около 25%. В соответствии со стратегией развития Новой Москвы, по мере удаления от старых границ Москвы этажность жилья будет уменьшаться.

«Территориальные схемы развития ТиНАО, которые утверждены столичными властями, определяют перспективы развития Новой Москвы до 2025 года с прогнозом на 2035 год», — говорит руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин.

Освоение Новой Москвы — это уникальный шанс построить город, где будет создана комфортная среда для жизни, сохранен существующий экологический каркас, ведь почти половину территории составляют леса. Очень важным является «социальная» часть развития — создание рабочих мест в шаговой доступности от жилья, размещение объектов социального назначения, включая строительство новых школ и детсадов в зонах малоэтажной застройки, создание центров градостроительного развития (точек роста), включающих необходимые социальные объекты.

Примерами подобного развития уже могут служить микрорайоны Центральный и Южный в Новых Ватутинках и микрорайон Солнечный в Троицке. Так, в Солнечном введены в эксплуатацию 17 многоэтажных жилых домов на 237 тыс. кв. м, общеобразовательная школа на 1100 мест, 2 детских сада — на 220 и 250 мест, поликлиника на 550 посещений за смену, автопаркинг на 569 машиномест. Сооружены объекты инженерной инфраструктуры — автоматическая газовая котельная, водозаборные сооружения, очистные сооружения, сети и объекты энергоснабжения, инженерные сооружения. При возведении микрорайона действовал принцип «чем дальше от центра, тем ниже этажность»: здания в квартале от 5 до 7 этажей при сравнительно низкой плотности застройки с максимальным сохранением зеленых насаждений. Квартиры в микрорайоне спроектированы из расчета 30-40 кв. м на одного жителя.

Архитектурные решения жилого комплекса придали новому микрорайону современный внешний вид, но при этом не нарушили сложившийся стиль научного городка. Этого удалось достичь благодаря разноэтажности зданий в сочетании с большой площадью остекления. По уровню комфортности Солнечный признан одним из лучших проектов в новой Москве. ЖК «Солнечный» удостоен специального приза Московского конкурса «Лучший реализованный проект 2015 года в области строительства» в номинации «Лучший реализованный проект строительства многоквартирных домов повышенной комфортности». 

Дорожная карта

Единство территории может обеспечить только адекватная транспортная инфраструктура. Предполагается, что развитие территории будет привязано к двенадцати точкам роста. И транспортная доступность их — одна из первоочередных задач. Строительство дорожной сети в ТиНАО должно соответствовать стратегии развития новых территорий, при этом учитывая наличие существующих транспортных артерий. Как отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин: «Нужно справиться с задачей, которая раньше перед градостроителями не ставилась — создать ортогональную структуру транспорта. Мало какие магистрали Подмосковья имели поперечные связки. При проектировании новой системы транспорта потребуется строить не только автомобильные дороги, но и рельсовые системы. В первую очередь, надо уделить внимание Калужскому шоссе — осевой составляющей новой территории. Вот если этот узел мы не разрежем, то парадный вход в Новую Москву будет плохим».

Вопрос транспортной связанности, действительно, здесь один из самых острых. В ТиНАО две основные трассы: достаточно широкое и современное Киевское шоссе и Калужское шоссе, которое сейчас реконструируется. А самая большая «транспортная проблема» новых округов Москвы заключается в нехватке поперечных дорожных связок между радиальными магистралями. Поэтому помимо Калужского шоссе наибольшее внимание будет уделено дорогам, связывающим имеющиеся радиальные дороги. И безусловным приоритетом здесь станет строительство ЦКАД.

Всего на строительство качественной дорожно-транспортной инфраструктуры в ТиНАО до 2035 года потребуется более 1 трлн рублей. Около 600 млрд рублей пойдет на строительство и реконструкцию дорог и более 263 млрд направят на строительство метро. До конца 2020 года на территории Новой Москвы планируется построить и реконструировать почти 200 км дорог. Практически все магистрали будут иметь как минимум четыре полосы для движения.


Справочно:

Всего на территории Новой Москвы планируется создать 12 центров деловой активности (точек роста).