И все-таки оно падает

И все-таки оно падает

Генеральный директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Наталья Круглова в блиц-интервью «СГ-Онлайн» рассказала об итогах развития московского рынка первичных апартаментов в первом квартале 2018 года.


«СГ»: Наталья, поздравляем с наступлением настоящей весны! Что же произошло в первом квартале с предложением апартаментов на ранке столичных апартаментов?

Н.К.: Спасибо, и вас! Что касается, апартаментов, то этот сегмент продолжает развиваться, хотя и не столь быстрыми темпами, какие демонстрирует классический формат жилья. В первом квартале года в продажу поступили девять комплексов апартаментов. Это самое большое число проектов в данном периоде по сравнению с предыдущими годами. К примеру, в первом квартале 2017 года началась реализация шести проектов, а в 2016 и 2015 годах – семи. Тем не менее, сегмент пока не достигает динамики обновления предложения квартир: в первом квартале начались продажи 15 жилых комплексов. Важно отметить, что в разрезе сегментов активность девелоперов распределяется равномерно. На рынке появились три комплекса комфорт-класса и по два проекта бизнес-, премиум-, и элитного класса.

«СГ»: Что скажете о структуре предложения по стадии стройготовности объектов?

Н.К.: В целом сегмент апартаментов характеризуется высокой стадией строительной готовности. Больше половины объема предложения (68%) сосредоточены в комплексах, где идет отделка или получение разрешения на ввод в эксплуатацию. Причем такое соотношение объектов по стадии готовности остается стабильным от квартала к кварталу, что идет на пользу сегменту. Большинство покупателей склонно делать вложение на поздних стадиях готовности, так как считает это наименее рискованным этапом реализации жилого комплекса. В то же время наличие большого числа объектов высокой готовности несколько снижает конкурентоспособность апартаментов по сравнению с квартирами из-за уменьшения разницы в стоимости.

«СГ»: Как значительный объем нового предложения сказался на ценах?

Н.К.: Средние расценки на апартаменты по сегментам растут. За исключением элитного класса, где за прошедший квартал стоимость «квадрата» почти не изменилась (669 тыс. рублей), во всех сегментах отмечен рост цены. Это связано с вымыванием наиболее доступных по цене апартаментов, а также с изменением структуры предложения, которое пополнилось дорогими проектами. Сильнее всего за три месяца подорожали апартаменты премиум-класса – они прибавили 8%, достигнув отметки 487 тыс. рублей за кв. метр. В массовом сегменте и бизнес-классе «квадрат» подорожал на 4% (до 152 тыс. рублей и 247 тыс. рублей соответственно).

«СГ»: Много ли заключается сделок по договорам долевого участия? На каком сегменте сосредоточились покупатели?

Н.К.: В сравнении с первым кварталом 2017 года продажи апартаментов по договорам долевого участия выросли на треть. Как и в сегменте классического формата жилья, спрос на апартаменты концентрируется в отдельных проектах. Как правило, речь идет о комплексах, которые предлагают наилучшее соотношение цены для своего сегмента, а также основных качественных характеристик (расположения, инфраструктуры, транспортной доступности). В основном это крупные комплексы, насчитывающие сотни квартир в продаже. «Точечные» проекты обычно продаются хуже.

«СГ»: Наталья, назовите главную тенденцию квартала на рынке апартаментов.

Н.К.: Пожалуй, главная тенденция первого квартала на рынке апартаментов – это сокращение объема предложения, которое фиксируется, несмотря на старт большого числа новых проектов. Хотя на рынке появилось девять комплексов, число апартаментов сократилось на 2,4%. Чаще всего сами девелоперы снимали с продажи объекты: таким образом, они оптимизируют структуру предложения. Тем не менее в наиболее успешных проектах темпы продаж остаются высокими (от 20 апартаментов в месяц), поэтому в целом ситуация со спросом остается стабильной.