Рынок торговой недвижимости России

Согласно исследованию Cushman & Wakefield, в более чем 30% (в 11 из 36) городов России с населением, превышающим 500 000 человек, не ведется строительство качественных ТЦ. Такая тенденция наблюдается в целом по стране. В 55 из 176 российских городов (31%) с численностью населения более 100 000 человек строительство торговых центров также не ведется.

Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield, комментирует: «Лишь единичные проекты в крупных городах достраиваются и выводятся на рынок. Активность на рынке, преимущественно, связана с оптимизацией концепций действующих ТЦ, в частности с обновлением дизайна, пересмотром пула арендаторов и увеличением площадей. В некоторых городах России на данный момент вообще не ведётся строительство значимых форматных торговых центров (более 15 000 кв. м арендуемой площади). Например, если говорить о крупных городах (с населением более 500 000 человек), то это треть городов или 11 из 36, в которых строительной активности не отмечается».

При этом в ряде крупных городов население практически не обеспечено качественными торговыми площадями, например, в Махачкале нет ни одного качественного торгового комплекса, планы на строительство первого пока только заявлялись. В Пензе на 1000 жителей приходится всего лишь 53 кв. м качественных ТЦ. В Рязани и Астрахани построено 103 кв. м на 1000 горожан.

В ряде других городов уровень обеспеченности торговыми площадями на душу населения достаточно высок, например, в Нижнем Новгороде на 1000 жителей приходится 500 кв. м. Город находится на третьем месте по показателю среди городов с населением свыше 500 000 человек. Для сравнения – в Краснодаре, где наблюдается самая высокая насыщенность торговыми площадями, на 1000 жителей приходится 748 кв. м, на втором месте – Самара (562 кв. м на 1000 жителей).

Обеспеченность качественными торговыми площадями на душу населения в крупных городах, где не ведется строительство ТЦ (города с населением свыше 500 000 человек).

Татьяна Дивина комментирует: «Показатель обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей является лишь одним из индикаторов развития рынка. С учётом других параметров (например, уровень покупательской способности населения – размер оборота розничной торговли, доходов и расходов населения) сейчас уже многие города близки к балансу спроса и предложения с учётом существующих и достраиваемых в данный момент торговых объектов. Если говорить в целом про ситуацию на рынке, то можно констатировать, что мы переходим от периода бурного роста рынка к органической «точечной» застройке, от традиционных проектов, предлагающих международный стандарт, к проектам с оригинальной концепцией, либо торговым объектам в составе масштабных проектов развития территорий, где необходимо обеспечить соответствующий уровень инфраструктуры в новом жилом районе».

Теги: