Вирусная эволюция

Вирусная эволюция

Сергей Киселев/ АГН «Москва»
Как коронавирус изменит рабочие места и офисы?

Эпидемия COVID-19, разгорающаяся на планете, оказывает влияние не только на здравоохранение и мировую экономику, но и меняет уклад жизни. За время всемирного карантина обозначились новые приоритеты: особое значение приобрела качественная связь, толчок к развитию получили онлайн-сервисы не только доставки еды или других товаров, но появились платформы по онлайн-покупке квартир, различные сервисы обучения. Но главное — мир научился работать удаленно, а значит, это повлияет и на офисный сегмент. Как именно? В этом «Стройгазете» помогли разобраться эксперты.

Вынужденные меры по закрытию офисов компаний на карантин и отправка сотрудников на работу из дома может стать уникальной базой/опытом для будущего более эффективного использования удаленных способов ведения бизнеса и распределения рабочей силы не только в головном офисе.

«Если, к примеру, Home Office, на который перешли многие компании, покажет, что компетентные сотрудники способны продуктивно работать удаленно, это может привести к подвижкам в корпоративной культуре в будущем — сделать «домашний офис» стандартной и массовой практикой», — считает генеральный директор компании S.A. Ricci Александр Морозов.

Особенно, если это позволит минимизировать затраты на офис. По такому пути уже давно идут IT-компании, креативные агентства, различные стартапы, чья деятельность регулируется решением конкретных задач, а не присутствием в офисе. По мнению заместителя директора отдела исследований рынка CBRE Александра Шибаева, такие инициативы могут позволить нанимать на работу специалистов из разных уголков страны.

Скорее всего, произойдут изменения и в самих офисных пространствах, — все же останутся компании, которые удаленно работать не могут. Большее распространение получат гибкие офисные пространства, способные подстраиваться под текущие нужны компании, считают специалисты. Еще одна тенденция, акцент на которой делает Александр Шибаев, — реализация концепции Live & Work, что позволяет сочетать на работе на уровне планировок и дизайна элементы домашних интерьеров. Эксперт считает, что возможна даже разработка определенных стандартов по организации таких пространств, например, отдельные нормативы по качеству и чистоте воздуха, минимальной площади для рабочего места, снабжению пространства современными умными устройствами и т.д.

«Одна из основных офисных тенденций — стирание границы офиса и дома», — говорит глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева. Здесь, по мнению архитектора, на первый план выходит зонирование рабочего пространства, которое предусматривает множество сценариев работы, внедрение системы Hotdesk, которые помогают менять рабочие места и решать задачи в мультиформатном режиме, подстраиваться под различные ситуации.

«Однако нельзя забывать, что еще много где гибкие офисные пространства и режимы труда воспринимаются работодателями негативно», — добавляет Мария Николаева. — Даже сейчас в России довольно часто встречается и ревностно охраняется организация труда формата середины прошлого века. В таких структурах накладывается «вето» на изменение систем кабинетной планировки, жестко закрепленных рабочих мест и стандартного графика работы».

Возможно, в прошлое уйдет и Open Space, считает официальный представитель A-Store Estates (девелопер проекта Neopolis) Евгения Лучицкая: открытая планировка уступит место принципу организации, популярному в коворкингах, где все зоны — кабинеты, мини-переговорные, общие зоны для работы отдельных групп — более локальны и замиксованы друг с другом. Такие гибридные пространства позволяют оптимизировать арендуемую площадь офисов и сократить издержки на его содержание. Согласно прошлогоднему исследованию компании, доля компаний, где более трети сотрудников работают удаленно либо по гибкому графику, в структуре спроса на аренду площадей в бизнес-центрах А-класса выросла на 10% за два года. Эта тенденция, по мнению Евгении Лучицкой, сохранится — не столько из-за инфекции, сколько в целом в связи с развитием общества и технологий, а также с глобализацией.

Логично было бы предположить, что изменятся требования и к техническим характеристикам зданий. «Повышение качества вентиляции и кондиционирования — необходимое условие для эффективной работы персонала компании в современных офисах, — считает технический директор компании PRIDEX Тарас Лисогор. — Постоянный приток свежего воздуха и грамотно организованные воздушные потоки позволят избежать возможности заражения даже рамках работы в Open Space».

Усиливаться в условиях эпидемии будет и тренд на установку мультимедийных систем и, в частности, решений по организации видеоконференцсвязи. Такие решения позволяют оптимизировать бизнес-процессы за счет дистанционного проведения переговоров, что позволяет сократить расходы на организацию командировок сотрудников и минимизировать число контактов. Возможно, другими станут и системы клининга, доступа в офисные пространства.

Таким образом, для компаний, привыкших существовать в консервативных офисных форматах, возникшие в мире в связи с эпидемией коронавируса обстоятельства могут дать принудительный, но во многом необходимый импульс для начального или же более решительного перехода к новым моделям оформления делового пространства и настройки рабочих коммуникаций.