В зависимости от ситуации

В зависимости от ситуации

Shutterstock

О дальнейших перспективах госсубсидирования ипотеки

Госпрограмма субсидированной ипотеки под 6,5%, срок действия которой истекает 1 ноября, стала одной из самых успешных и востребованных мер поддержки экономики в период коронакризиса. Продление программы на 2021 год будет способствовать стабилизации рынка, но дальнейшее масштабное стимулирование государством спроса на жилье может иметь негативные последствия.

Начальник аналитического управления банка «Открытие» Анна Морина:

Screenshot_1.png

Выдача ипотеки в сентябре 2020 года, по предварительным данным ДОМ.РФ, побила исторический рекорд и достигла 470 млрд рублей, что почти в два раза больше прошлогодних показателей. Безусловным драйвером выдачи ипотеки на первичном рынке жилья выступают госпрограммы поддержки ипотеки, прежде всего, программа под 6,5%. Доля субсидируемых кредитов в выдачах за январь-август 2020 года достигла 80% на первичном рынке. Рост выдачи ипотеки благоприятно влияет не только на рынок жилья, но и на банковский бизнес. Несмотря на низкую маржинальность этого продукта относительно других кредитов, ипотека остается самым безопасным и быстрорастущим направлением в банковском бизнесе. Дополнительный положительный эффект банки получают от выдачи ипотеки на квартиры в объектах, в которых они же предоставляют проектное финансирование с применением счетов эскроу.
Благодаря запущенной в апреле 2020 года программе покупатели новостроек смогли получить беспрецедентно низкие ставки по ипотеке, а застройщики - стимулирование спроса без каких-либо затрат со своей стороны. Фактически, благодаря рекордно низкой ставке ипотечных кредитов покупатели квартир по «госипотеке» получили скидку до 20% через снижение ежемесячного платежа при той же стоимости квартиры. Недавно президент России Владимир Путин предложил продлить действие госпрограммы «хотя бы до середины следующего года». Минфин предлагает продлить программу до конца 2021 года и увеличить лимит выдачи таких кредитов с 900 млрд рублей до 2,8 трлн рублей. По оценкам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, при продлении программы до середины 2021 года застройщики жилья смогут дополнительно привлечь 500-600 млрд рублей.

Важным положительном фактором госпрограммы стало и то, что покупатели первичного жилья при том же уровне ежемесячного платежа смогли себе позволить приобрести квартиры большей стоимости. Об этом, в частности, свидетельствует увеличение средней площади проданных лотов в этом году. Так, летом 2020 года отмечались повышенные продажи двухкомнатных квартир в Москве, доля которых стала сопоставима с наиболее популярными «однушками».

По оценкам аналитического управления банка «Открытие», кроме льготной ипотеки в 2020 году значительное влияние на рынок жилья оказали сокращение предложения и ограничительные меры по борьбе с распространением коронавируса. Из-за перехода на новые правила финансирования строительства жилья в 2020 году ожидалось небольшое замедление выхода новых проектов. Но общая неопределенность, вызванная пандемией, вынудила застройщиков еще больше сократить планы ввода новых проектов. Ограничительные меры оказали меньшее влияние на рынок, поскольку в наиболее острую фазу пандемии стройки были остановлены только в Московском регионе. Многие девелоперы смогли наверстать отставание от сроков, а ожидаемое сокращение объемов ввода жилья по итогам 2020 года на уровне 5% год к году (по оценке Минстроя) больше связано с общим сокращением активности девелоперов.

При этом ажиотажный спрос на первичном рынке привел к тому, что застройщики стали существенно поднимать цены. Кроме того, многие девелоперы регулируют уровень предложения, не допуская перекрестной конкуренции или корректируя цены. На рынке это выразилось в сокращении ликвидного предложения и росте цен. В отдельных случаях это привело к тому, что аналогичные квартиры на вторичном рынке стали дешевле новостройки.

Наши расчеты показывают, что на фоне сокращающихся доходов населения доступность приобретения жилья по ипотеке повысилась, тогда как доступность при покупке за свои средства уменьшилаcь из-за роста цен. Это нашло отражение в увеличении доли приобретаемого жилья по ипотеке в Москве с 45% до 60%. В остальных регионах РФ, кроме Санкт-Петербурга, доля ипотечных покупателей традиционно высока и может достигать 90%. Поэтому потенциальное дополнительное сокращение доли покупателей «за свои» при продлении госпрограммы льготной ипотеки не будет критическим.

Агрессивный рост цен, спровоцированный льготной ипотекой, ажиотажный спрос, поддержанный в том числе приходом на рынок инвесторов после снижения ставок по депозитам, а также сокращающееся предложение усиливают неопределенность на рынке жилья. В случае завершения программы льготной ипотеки 1 ноября 2020 года застройщики были бы вынуждены либо сократить объемы продаж, либо снижать цены, что привело бы к продолжению падения темпов ввода новых объектов. Сокращение объемов жилищного строительства противоречит заявленным национальным проектам, возможно, в том числе и поэтому будет продлена ипотека под 6,5%. Однако положительный эффект от данной меры практически исчерпан – цены на жилье отыграли практически все снижение от удешевления ежемесячного платежа, при этом доходы населения продолжат сокращаться. Следовательно, стимулирование спроса может носить уже ограниченный характер. Также в будущем году ожидается спад инвестиционного спроса на квартиры. Для стабилизации рынка жилой недвижимости в 2021 году темпы удорожания квартир должны снизиться до околоинфляционного уровня, а на рынок должны выходить новые проекты для пополнения качественного предложения.

На рынке жилья сейчас можно выделить две новые тенденции – переход к преобладанию покупки недвижимости с привлечением ипотеки и повышение роли государства в жилищном строительстве. Увеличение доли ипотечных сделок – длительный процесс, к которому рынок шел годами. Но продолжительное стимулирование спроса государством может иметь негативные последствия. Уже сейчас спрос на новостройки практически полностью обеспечивает государственная поддержка. В дальнейшем зависимость застройщиков от госсубсидий будет только усиливаться, при этом эффективность расходов бюджета будет сокращаться. При благоприятном сценарии в 2021 году рыночные ипотечные ставки приблизятся к 6,5%, что сделает эту меру неактуальной. Скорее всего, поэтому и рассматривается предложение продлить программу не на весь следующий год, а на его половину. При этом с 2021 года заработает ряд новых механизмов, направленных на удешевление строительства, в том числе инфраструктурные облигации, а также на увеличение доступности жилья, например, жилищно-ипотечное накопление по аналогии с «Жистройсбережением». Мы ожидаем в 2021 году стабилизации на рынке жилья, после чего начнется органический рост на фоне постпандемического восстановления экономики.