Услышать друг друга

Услышать друг друга

Shutterstock
Власть и бизнес намерены сотрудничать при выработке ключевых решений для строительной отрасли

В последние годы строительная отрасль России регулярно попадала в «зону турбулентности», не все девелоперы смогли сохранить свой бизнес. При этом относительным «островком стабильности» оставался столичный рынок. Это объясняется не только устойчивым спросом на квартиры в Москве, но и продуманной и рассчитанной на перспективу градостроительной политикой городских властей, которые последовательно поддерживают девелоперов, создавая комфортные условия для бизнеса.

Особенно важна такая помощь в период кризисов и реформ. И сегодня федеральные власти намерены активизировать консультации с представителями строительного бизнеса на базе общественных организаций и отраслевых объединений. Об этом недавно заявил вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин. При этом для поиска решений проблем, стоящих перед отраслью, может быть использован опыт, который был накоплен в Москве.

Почти 8 лет назад в российской столице появился Клуб инвесторов Москвы, объединивший крупных застройщиков и представителей комплекса градостроительной политики. Опыт совместной работы оказался весьма успешным. «Думаю, надо распространять такую же практику на всю страну, так как инвесторы часто являются драйверами развития отрасли, локомотивами многих важных решений и инициатив», — считает Марат Хуснуллин.

В данном контексте стоит отметить, что заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Андрей Бочкарев, пришедший на смену Марату Хуснуллину, уже анонсировал встречу с Клубом инвесторов Москвы для того чтобы обсудить «накопившиеся у бизнеса вопросы». «Точно я уже сейчас могу пообещать инвесторам: весь стиль, заданный в предыдущие годы мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным и правительством Москвы, будет сохранен и усилен», — подчеркнул при этом глава стройкомплекса столицы.


Напомним, что в кризисные 2014-2015 годы по инициативе Клуба инвесторов Москвы и при поддержке столичного стройкомплекса было принято решение о рассрочке по плате за изменение вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка. Тогда эта мера серьезно поддержала застройщиков и облегчила вход в новые проекты по строительству жилья. Важной для девелоперов стала и позиция стройкомплекса по поддержке московских застройщиков в период реформирования сферы жилищного строительства и перехода к проектному финансированию. Совместными с бизнесом усилиями удалось добиться смягчения требований к застройщикам на федеральном уровне, утверждения «комфортных» критериев, по которым объекты могут достраиваться по старым правилам (готовность 30%, а не 70, как планировалось изначально).

Глава Клуба инвесторов Москвы Андрей Грудин отмечает, что на сегодняшний день осталось несколько важных вопросов, для решения которых необходимо тесное взаимодействие чиновников и предпринимателей. «Прежде всего это касается очень чувствительного для девелоперов вопроса поэтапного раскрытия эскроу- счетов», — говорит Андрей Грудин.

Ситуация в строительной отрасли, связанная с переходом на проектное финансирования, неоднозначна. По словам Марата Хуснуллина, в Москве переход на эскроу-счета и проектное финансирование фактически состоялся: в столице остаются вопросы буквально по двум-трем проектам. Однако в других регионах положение не столь благоприятное. Сейчас в строительном блоке правительства анализируют ситуацию, и к лету планируется выработать подходы к мерам по соответствующей поддержке застройщиков.

По мнению Андрея Грудина, еще одним немаловажным фактором поддержки рынка стало создание новой транспортной инфраструктуры. В столице при разработке проектов развития территорий обязательно планируется дорожная и транспортная сеть, это способствует повышению привлекательности жилья для покупателей, капитализации проектов для девелоперов. По оценкам экспертов и участников рынка, развитие транспортной инфраструктуры увеличивает приток инвестиций в городские районы на 50%, а с появлением метро капитализация жилья растет на 12-20%. Драйвером для развития городских территорий и бизнеса станет проект Московских центральных диаметров (МЦД) — транзитных транспортных линий, открывающих дополнительные возможности для девелоперов не только жилья, но и коммерческой недвижимости, которая одновременно станет частью инфраструктуры новых жилых кварталов.

Положительно на инвестиционном климате Москвы сказалась и та системная работа по снижению административных барьеров, которую проводил стройкомплекс. Речь идет о переводе основных для застройщиков госуслуг в электронный вид и создание специализированных онлайн-сервисов, исключении избыточных разрешительных процедур или сокращении сроков их оказания, упрощение системы оформления градостроительной документации. Всего же за девять лет сроки и стоимость прохождения административных процедур в строительной сфере Москвы сократились в три раза, до 160 дней. «При этом затраты на оформление разрешительной документации составляли около 4,5% от стоимости строительства, сегодня этот показатель равен 1,2%», — отмечал глава Департамента градостроительной политики столицы Сергей Левкин. Подспорьем для бизнеса стала и оптимизация процедур технологического присоединения, в том числе перевод услуг ресурсоснабжающих организаций в электронный вид и сокращение сроков взаимодействия заказчиков с РСО.

Во многом благодаря всем этим решениям стройкомплекса в рейтинге Doing Business 2020 Всемирного банка по направлению «Получение разрешений на строительство» Россия всего за год поднялась на 22 позиции, заняв 26-е место среди 190 участников рейтингования. Как заявил Марат Хуснуллин, работа по упрощению работы застройщиков будет продолжена как в столице, так и в регионах, в которых может тиражироваться опыт столицы по этому направлению.

Цитата в тему:

Глава Стройкомплекса Москвы Андрей Бочкарев:

Screenshot_1.png

«Мы продолжим комплексное и динамичное развитие столицы по линии градостроительной политики, реализации адресной инвестиционной программы. Нужный для этой работы механизм полностью выстроен, и менять его ни к чему» Кстати Существенной мерой стимулирования отрасли станет господдержка создания транспортной, инженерной и социальной инфраструктур для новых жилых массивов. В настоящее время проводится оценка соответствующей госпрограммы «Стимул». Увеличение финансирования по программе позволит значительно повысить объемы строительства и ввода в эксплуатацию недвижимости и в первую очередь жилья.