Слово – бизнесу!

Фото: Shutterstock

Что нужно сделать для поддержки стройотрасли?

Ильшат НИГМАТУЛЛИН, президент ГК «Гранель»

410 1460532837_nigmatullin.jpg

В условиях кризиса очень важно предусмотреть комплекс мер, направленных на повышение покупательского спроса. Считаю, что в рамках заседания Госсовета будет уместным обсудить доступность ипотеки, дальнейшее уменьшение размера процентной ставки и первоначального взноса по ипотечным продуктам, комплекс мер, направленных на снижение себестоимости строительства жилья. По нашим подсчетам, только благодаря уменьшению первоначального взноса до 10% от стоимости квартиры можно увеличить приток клиентов на 20%. Кроме того, есть ряд юридических вопросов, которые требуют отдельной проработки. Так, например, на законодательном уровне не закреплено понятие «комплексная застройка территорий». Девелоперам, у которых есть масштабные проекты с длинным сроком реализации, сегодня приходится нелегко. Таким застройщикам следует оказывать дополнительную поддержку, например, в части строительства объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Ну и, наконец, до сих пор нет понимания, как после поправок видоизменится 214-ФЗ («Закон о долевом строительстве» — «СГ»).

Олег СОРОКА, член совета директоров ГК «Пионер», депутат Мосгордумы

410 pic_1398748447.jpg

Если внимательно проанализировать все имеющиеся факты по «обманутым дольщикам», нетрудно заметить: подавляющее большинство проблемных объектов было реализовано по схемам жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) или другим альтернативным вариантам. Поэтому считаю, что, в первую очередь, в законодательство должны быть внесены изменения, не позволяющие привлекать денежные средства граждан по таким схемам, в том числе через ЖСК. Также защита прав дольщиков, на мой взгляд, связана с необходимостью развития системы страхования рисков в долевом строительстве. В 214-ФЗ уже заложена адекватная процедура обязательного страхования рисков по договорам участия в долевом строительстве.

Однако в полной мере она не работает по причине отсутствия у страховых компаний механизма перестрахования таких рисков. Важно обеспечить максимальные гарантии гражданам и организациям, вкладывающим собственные средства в строительствожилья. Такую защиту могла бы обеспечить структура, подобная Агентству страхования вкладов, в которую все застройщики, работающие в рамках 214-ФЗ, отчисляли бы страховые взносы. Также надо отметить, что в настоящее время механизмы страхования рисков при долевом строительстве направлены на возврат денежных средств пострадавшим гражданам. Однако более эффективной представляется разработка механизмов, позволяющих достраивать проблемные объекты, а не возвращать гражданам обесценившиеся денежные средства. В свою очередь, на сегодняшний день законодатель пошел не по пути развития требований к застройщикам и административного контроля за их деятельностью, а по пути прямого введения уголовной ответственности за нарушение требований действующего 214-ФЗ. Речь идет о принятом 1 мая законе №139-ФЗ, который предусматривает уголовное преследование за незаконное привлечение средств дольщиков.

Да, необходимо ужесточение ответственности к мошенникам в строительстве, которые серьезно подрывают доверие граждан к механизмам долевого строительства. Однако, на мой взгляд, содержание данного закона не соответствует духу и цели его принятия. Считаю недопустимым введение в УК РФ статей, предусматривающих уголовную ответственность за нарушения в сфере экономической деятельности, не позволяющих достаточно четко определить предмет такого нарушения и допускающие двойное, тройное толкование таких статей.

Александр РУЧЬЕВ, президент ГК «Мортон»

410 Ручьев+А+В.jpg

Благодаря усилиям Минстроя, удалось сохранить такой действенный и нужный рынку инструмент, как ипотека с господдержкой. В прошлом году ее введение позволило стабилизировать ситуацию на рынке недвижимости, стимулировать потребительский спрос и создать условия для сохранения высоких темпов и объемов строительства жилья и социальной инфраструктуры. В итоге, падение строительства на 30%, как прогнозировали аналитики в начале прошлого года, не произошло, и рынок остался активен. Но текущая ситуация — не предел мечтаний застройщиков и покупателей квартир. Строительство может стать локомотивом экономики, и для этого необходимо принять ряд мер. Во-первых, необходимо предлагать более дешевые кредиты для застройщиков, развивающих производственную базу и строящих объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Во-вторых, можно и нужно развивать уже существующие целевые программы.

Так, можно расширить программу Росвоенипотеки за счет сотрудников МВД и МЧС. По образу эффективной Росвоенипотеки можно создать структуру для обеспечения доступным жилищным кредитованием сотрудников бюджетной сферы и работников предприятий, где основным собственником является государство.

Также можно расширить критерии программы «Жилье для российской семьи» для вовлечения в нее большего количества граждан и увеличить порог стоимости квадратного метра жилья в рамках этой программы. Для дополнительной защиты ипотечных заемщиков необходимо разработать механизмы поддержки на случай потери работы и отсутствия возможности выплачивать ипотеку. В частности, предусмотреть возможность заморозки платежей на период поиска новой работы сроком на три месяца.

Даромир ОБУХАНИЧ, исполнительный директор ГК «МИЦ»

410 7760cf20ebb521f85224b9bc3f6e6f5c.jpg

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, строительная отрасль не стоит на месте и продолжает функционировать, есть конструктивные предложения от АИЖК, однако пролонгированная госпрограмма субсидирования ипотечной ставки уже не приносит таких результатов, как в прошлом году. Платежеспособность населения продолжает снижаться, поэтому, во избежание коллапса с точки зрения реализации объектов жилищного строительства и соблюдения обязательств застройщиков перед остальными участниками долевого строительства, не исключено, что застройщикам придется привлекать дополнительные заемные средства на возведение жилья. В результате снижения покупательской способности и отсутствия доступного ипотечного кредитования могут возникнуть сложности с реализацией жилых проектов. Чтобы поддержать первичный рынок недвижимости, необходимо снизить стоимость ипотеки для населения, дать возможность банкам выдавать жилищные кредиты без субсидий со стороны государства. Для этого требуется снижение учетной ставки с нынешних 11%, чтобы банковский сектор смог выдавать населению доступные кредиты на покупку жилья без поддержки со стороны властей. Кроме того, необходимо снижать стоимость кредитования для самих девелоперов. В условиях высокой стоимости кредитов для строительного сектора возможность реализации жилых проектов в большей степени зависит от средств дольщиков и одновременно приводит к удорожанию квадратного метра жилья. Также необходима популяризация проектного финансирования в банковском секторе и проработка специальной законодательной базы, чтобы обеспечить прозрачность существующих схем.