Золото Господа моего

Золото Господа моего

Фото: Светлана Смирнова

Завершена реставрация Церковного павильона Большого Меншиковского дворца

В Ораниенбауме воссоздан Церковный павильон Большого Меншиковского дворца. Этот домовый летний храм, возведенный в начале XVIII века, до наших дней почти не сохранился. Однако историки, архитекторы, художники и реставраторы сделали, казалось бы, невозможное: по крупицам восстановили облик памятника. 

Реставрационные работы здесь начались в 2000 году. Когда мастера пришли в здание павильона, оно было многоэтажным. Но, разобрав верхнее перекрытие, реставраторы открыли купол, лепной декор, служивший обрамлением для живописных полотен. «Мы его законсервировали и открыли для обозрения по всем канонам Венецианской хартии, — рассказывает главный архитектор ГМЗ «Петергоф» Сергей Павлов. — В некоторых местах, где лепка была утрачена, сохранился контурный рисунок — судя по совершенно потрясающей графике, выполненный рукой самого Антонио Ринальди».

Вернулся на свое место и утраченный барочный трехъярусный иконостас. По словам генерального директора ГМЗ «Петергоф» Елены Кальницкой, триста лет назад иконостас для дворца князя Меншикова в Ораниенбауме создал мастер Иван Зарудный. Именно он делал алтарное убранство в Петропавловском соборе Петербурга. К сожалению, иконостас Зарудного погиб во время войны в Петергофе в подвалах Монплезира. Долгое время считалось, что воссоздать интерьеры Церковного павильона практически невозможно. В связи с этим даже обсуждалась идея изготовления иконостаса из стекла, но позднее от этих планов отказались. Для изготовления современной «реплики» иконостаса использовались сохранившиеся фотографии и натурные обмеры иконостасов в других храмах. Применялись те же материалы, что и много веков назад: липа и два вида золота — белое и красное. О том, сколько золота ушло на золочение трехярусного иконостаса, эксперты предпочитают не говорить. По их словам, ценность работы измеряется другими категориями.

Сегодня основные работы по интерьеру павильона уже завершены, но осталась одна из самых сложных задач — восстановить живописный ансамбль павильона. Известно, что стены Церковного павильона должны украшать 39 полотен на божественные темы. Фрагменты этих картин можно едва разглядеть на полустертых старинных черно-белых фотографиях. А от образов иконостаса сохранились всего две иконы — Спасителя и Богоматери. Их реставраторы отыскали в Серебряной кладовой Эрмитажа. Но иконы оказались такими ветхими, что возвращать их в Меншиковский дворец не рискнули. Сделать копии было поручено коллективу специалистов Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина под руководством профессора, академика Российской академии художеств Юрия Боброва. Они же взялись и за восстановление других икон. «Главная задача состояла в том, чтобы вникнуть в дух времени, проникнуть в эпоху, — рассказывает Юрий Бобров. — Для этого мы брали аналоги, перерабатывали их, чтобы приблизиться к тем датам, когда создавались интерьеры этого храма». Сегодня свои места в Церковном павильоне уже заняли 13 воссозданных живописных картин иконостаса и 8 стенных образов первого яруса интерьера храма.

Планируется, что полностью все реставрационные работы Церковного павильона завершатся в следующем году. После чего храм будет освящен и открыт для посетителей. Впрочем, увидеть воссозданные интерьеры западной башни Большого Меншиковского дворца можно будет только в теплое время года. Павильон изначально строился как летнее пространство. Там очень тонкие стены — в один кирпич. Поэтому если зимой это помещение отапливать, будет образовываться конденсат. А это губительно для внутреннего убранства.


Справочно

Церковь, занимавшая западный башенный павильон Большого Меншиковского дворца, была построена первым владельцем Ораниенбаума князем Александром Меншиковым и освящена в сентябре 1727 года. В последующие годы интерьеры ее несколько раз переделывались, и окончательный свой вид церковь приобрела в 1760-е годы — в соответствии с проектными разработками архитектора Антонио Ринальди. Храм оставался действующим до 1921 года. А после передачи комплекса в начале 1930-х Балтийскому флоту церковный павильон был переоборудован в картографические мастерские.