Уметь сохранять

Уметь сохранять

В Москве прошел первый фестиваль «Архитектурное наследие»

Первый Всероссийский фестиваль с международным участием «Архитектурное наследие», посвященный наследию ХХ века, прошел в Манеже на прошлой неделе. Представители 25 регионов России приехали в Москву с целью изучения и демонстрации опыта в области сохранения объектов культурного наследия, популяризации прогрессивных подходов сохранения архитектурного и градостроительного наследия. Еще одна цель фестиваля — выстраивание диалога между властью и архитекторами. Мероприятие проводилось при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Союза реставраторов России, Российской академии архитектуры и строительных наук, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры с участием администраций субъектов Российской Федерации, региональных отделений Союза архитекторов России и других некоммерческих организаций.

В рамках фестиваля прошли четыре смотра-конкурса: «Лучший объект сохранения и развития», «Лучшая студенческая работа», «Лучшее печатное издание», «Регионы России».

В разделе «Регионы России» были показаны реализованные проекты реставрации за последние несколько лет. Особое место в экспозиции заняла Республика Крым, которая в последние годы получила финансирование и уже сумела реализовать ряд важных проектов. Много работ представили две столицы, центральные регионы страны.

На фестивале отмечалось, что реставрация в стране осуществляется не только за федеральные и городские средства, но и за средства частных компаний. Так, реконструированные фасады бывшего доходного дома купца Малышева, построенного в Москве по проекту немецкого архитектора Густава Гельриха перед началом первой мировой войны, стали частью комплекса элитных особняков «Полянка/44» от Группы ПСН и заняли второе место в рамках смотра-конкурса «Лучший объект сохранения и развития».

Золотой диплом фестиваля в разделе «Многовековые традиции» получил проект «Иркутские кварталы», охватывающий около 80 гектаров и более 100 объектов культурного наследия в центральной части Иркутска. Цель проекта — создать современную городскую среду, сохранив уникальное наследие деревянного зодчества, наполнить актуальным смыслом исторический центр города, используя потенциал предпринимателей. Уже построено 15 объектов, на стадии строительства находятся 13, на стадии проектирования — 22 объекта. Градостроительную подготовку проходят еще 13 площадок. В будущем в проекте «Иркутские кварталы» предполагается создать сотни точек притяжения — коммерческие организации, достопримечательности, инфраструктурные объекты. Наградами были отмечены и проекты благоустройства. Серебряные дипломы в номинации «Реализованные проекты сохранения и развития градостроительных образований и садово-паркового искусства, создания новой жизни в исторических поселениях, сохранения элементов природного ландшафта» получили три проекта, реализованных в Московской области.

Среди них проекты благоустройства исторической части Сергиева Посада (автор проекта — ГУП МО «НИиПИ градостроительства») и туристических маршрутов «Житная площадь» и «Коломенский посад» с прилегающей территорией, сквером и площадью Двух революций, сквером Зайцева, улицей Полянская в Коломне (автор проекта — архитектурное бюро «Базис»), а также проект реконструкции парка 30-летия Победы, строительства пирса и обустройства береговой зоны по улице Мадонская в Орехово-Зуево (автор проекта — архитектурное бюро «Базис»).

Широко был представлен опыт реставрации и приспособления объектов промышленного наследия. Свою новую жизнь старые заводы и фабрики чаще всего получают как культурные центры и деловые кварталы. И конечно, в дни работы фестиваля широко обсуждались не только концептуальные вопросы, но и чисто практические — новые материалы и технологии, используемые при реставрации.


46 проектов и 78 студенческих работ представили участники Первого Всероссийского фестиваля с международным участием «Архитектурное наследие»


Справочно

XX век — один из самых сложных периодов в истории архитектуры, считают участники фестиваля. По словам ректора Московского архитектурного института Дмитрия Швидковского, классика, авангард, снова классика, модернизм и другие направления сконцентрированы в этом отрезке времени