Печальное эхо войны

Россия 24
Почему при строительстве объектов транспортной инфраструктуры вместе с дорожниками работают поисковики?

Практически все существующие и строящиеся автомобильные дороги, находящиеся в доверительном управлении госкомпании «Автодор», проходят по местам боев Великой Отечественной войны (ВОВ). Это касается как давно действующих трасс — М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», так и недавно сданной магистрали — М-11 «Москва — СанктПетербург» и строящейся Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД).

В Новгородской, Воронежской, Тульской, Липецкой, Московской, Смоленской, Ростовской, Брянской и Калужской областях, в Краснодарском крае близ проходящих дорог стоят памятники солдатам ВОВ. Их более 50: скромная часовня, построенная дорожниками на месте братской могилы неизвестных солдат на 126-м километре трассы М-1, памятник скорбящей матери на месте братской могилы с останками 108 бойцов на 129-м километре дороги М-3 и многие другие места боевой славы. Все это появилось в результате работы поисковиков.

При этом самые масштабные работы по поиску и перезахоронению останков солдат ВОВ сопровождали подготовку к строительству новой магистрали Москва — Санкт-Петербург в районе деревни Мясной Бор Новгородской области, где в 1942 году проходил Волховский фронт, в состав которого входила Вторая ударная армия РККА. Ей была поставлена задача прорваться в сторону Луги, оттянув часть фашистских войск на себя, и тем самым облегчить участь блокадного Ленинграда. Общая численность армии составляла около 40 тысяч солдат и офицеров. Однако уцелеть, по разным данным, из них смогли лишь 1516 тысяч красноармейцев. А Мясной Бор — эпицентр этих боев — остался известен в истории как «Волховский котел», и точно число павших и пропавших без вести в нем до сих пор не установлено. Право осуществлять поисковые работы на этом участке получило петербургское ООО «ИТЦ Специальных работ», которое работало в тесном сотрудничестве с новгородской поисковой экспедицией «Долина».

«Сначала территорию трассы проверяли петербургские специалисты на предмет обнаружения снарядов и мин, оставшихся со времен войны глубоко под землей, — рассказал председатель Совета командиров экспедиции «Долина» Сергей Флюгов. — Потом петербуржцы еще раз проверяли трассу с детекторами металла. Мы же занимались выявлением и извлечением останков советских воинов».

Эта работа на территории будущей скоростной дороги началась еще в 2013 году. С тех пор здесь были найдены останки 254 красноармейцев, захороненных позже в братских могилах на мемориальных кладбищах Новгородской и Ленинградской областей. Вместе с тем, по обнаруженным солдатским медальонам удалось установить имена 14 воинов, считавшихся пропавшими без вести. Среди них — рядовой Семен Терентьев, останки которого были переданы родным в Оренбургскую область. Смогли идентифицировать и останки красноармейца Василия Казначеева, похороненного в Курской области. Кто-то из бойцов нашел покой в братской могиле мемориала «Мясной Бор». Всего на этих памятных плитах воинского захоронения значатся 17 тысяч имен.

Но скорбный список продолжает пополняться, и не только в Мясном Бору. Так, при создании М-11 — практически на всем ее протяжении — в момент строительства работы неоднократно прерывались для тщательного исследования территории на предмет оставшихся в земле боеприпасов и обнаружения останков военнослужащих с последующим перезахоронением и оказанием им должных почестей.

На мемориальном кладбище в деревне Коркино Тосненского района Ленинградской области произведено торжественное перезахоронение с отданием воинских почестей останков 12 безымянных погибших воинов.

Для увековечивания памяти известных и неустановленных павших воинов Второй ударной была заложена «Аллея памяти» на 262-м километре автомобильной трассы М-11 (обход города Вышний Волочек). А на площадке отдыха на 561-м километре в Новгородской области будет создан Мемориал памяти героев ВОВ.

Кстати:

При подготовке территории под будущие дороги часто находят также неразорвавшиеся, потенциально опасные боеприпасы, оружие и т.п. Так, при подготовке территории для строительства обхода Аксая на М-4 в районе развязки на Новочеркасск были найдены противотанковое минное поле и полевой склад боеприпасов. Несколько минных «очагов» были обнаружены в междуречье рек Аксай и Дон, за Доном и в районе дороги на Новочеркасск. В районе города Аксай, у Большого Лога, на пересечении с железнодорожными путями, специалисты нашли авиабомбы и более 100 снарядов различных калибров. Все боеприпасы были утилизированы на специальном полигоне.

Цитата в тему:

Председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко:

Screenshot_1.png

«Дорожные строители, прокладывая новые магистрали, не забывают и об истории. Когда мы готовились к открытию 7-го участка дороги М-11, возникла идея установить памятник защитникам Родины к юбилею Победы — к 9 Мая 2020 года»


Теги: