Памятное место

Памятное место

В Союзе художников готовят обращение в правительство с предложением выделять деньги на установку монументов

В последние годы в российских городах появляется много произведений монументального искусства — от памятников известным людям до садово-парковой скульптуры. Как они влияют на совершенствование городской среды, почему порой возникают конфликты в процессе принятия решений и после открытия памятников? Об этом «Строительная газета» побеседовала с председателем Комиссии Московской городской Думы по монументальному искусству Игорем ВОСКРЕСЕНСКИМ.

«СГ»: Игорь Николаевич, как вы считаете, достаточно ли в Москве памятников?

Игорь Воскресенский: Определенно нет, особенно на окраинных территориях, хотя за последние годы их количество постепенно растет. По некоторым данным, на сегодня в Москве насчитывается около тысячи памятников, в Санкт-Петербурге — около шести тысяч. Кстати, в некоторых европейских городах тоже примерно столько же. В основной массе европейских городов памятников неизмеримо больше, чем в российских, в некоторых столицах, можно сказать, они стоят на каждом шагу.

«СГ»: В чем плюс, когда в городе много таких произведений?

И.В.: Во-первых, это признак уважения к своей истории, элемент воспитания патриотизма. Не случайно многие монументы становятся символами городов: Медный всадник — это Петербург, памятник Минину и Пожарскому, Пушкину — это Москва, Сусанину — Кострома, Чкалову и Минину — Нижний Новгород и т.д. Во-вторых, установка монументов всегда связана с украшением городов, их благоустройством, повышением безопасности городской среды. Они, можно сказать, дисциплинируют власти. Место установки требует постоянного ухода, памятники надо освещать, охранять. В-третьих, памятники — это то, что привлекает туристов, а значит, способствует развитию экономики городов.

«СГ»: А как, по вашему мнению, увеличить количество памятников в городах?

И.В.: Установка памятника — дело затратное, поэтому и до революции у нас в стране было немного монументов. Решение одобрялось царем, он и его семья нередко жертвовали большие суммы. В ХХ веке технологии производства памятников усовершенствовались, появились новые строительные материалы, памятники стали обходиться значительно дешевле, тем не менее это и сейчас дорогое удовольствие. В Москве на особо важные объекты выделяются бюджетные средства, но в основном объявляется сбор народных средств, привлекаются меценаты. Так, когда было принято решение об установке памятника Петру Столыпину, Президент России Владимир Путин и глава правительства Дмитрий Медведев, многие другие деятели внесли свои пожертвования.

Но надо вспомнить и свою историю. Одно время в советский период действовало такое правило: от 1 до 3% от общих затрат на строительство отводилось на создание объектов монументального искусства. И речь шла не только об уникальных монументах, но и о садово-парковой, дворовой скульптуре. Особенно благоприятно это сказалось на курортных городах.

Союз художников России считает, что нужно возобновить эту практику и подготавливает обращение в правительство. Такое внимание к монументальному искусству оправдано. Установка памятников повышает статус городских территорий, создает новые центры притяжения. Но это требует большой продуманности.

В Москве в последние годы преображаются многие площади, парки, скверы и т.д. Одно из самых значимых мест — Александровский сад. Прежде здесь была одна ось — у входа в сад со стороны Исторического музея вдоль Кремлевской стены. По сути, здесь и центр притяжения был один — могила Неизвестного солдата и мемориальный комплекс рядом с ним, которые прославляли победу советского народа в Великой Отечественной войне. А в остальной части Александровского сада было, честно говоря, скучновато. Но теперь здесь создана вторая ось, которая обращена к более ранней истории нашего народа и посвящена событиям, связанным с другими важнейшими событиями. Составляют ее четыре монумента. Это обелиск, посвященный 300-летию Дома Романовых. Он был установлен в 1913 году и сохранился благодаря тому, что в советское время был переадресован другим героям, а в 2013 году восстановлен в первоначальном виде. Далее идет реконструированный в 2004 году грот «Руины», посвященный победе в Отечественной войне 1812 года. В его стены были заложены обломки домов, сожженных во время нашествия Наполеона. В 2013 году в Александровском саду был открыт памятник, напоминающий об еще одном сложном периоде отечественной истории — Смутном времени. Это памятник патриарху Гермогену, который благословил народное ополчение Минина и Пожарского, а сам погиб в 1613 году. В 2014 году был установлен памятник Александру I, чье правление связывают с победой над французами. Одновременно в Александровском саду убрали старые деревья, заменив их новыми, а также высадили несколько тысяч кустарников, разбили новые клумбы, установили скамейки, заменили освещение. Обновленный сад получил как бы новый импульс в своем развитии.

«СГ»: Некоторое время назад Эдгард Запашный, директор Большого Московского цирка на проспекте Вернадского, обратился в Московскую городскую Думу с просьбой перенести памятник индийскому политическому деятелю Джавахарлалу Неру из сквера, расположенного недалеко от цирка. Вы согласны с этим?

И.В.: Тогда решения о переносе принято не было. Но о чем говорит этот случай? Каждый памятник действительно создает вокруг себя определенную атмосферу, и возле памятника политику клоуна ставить нельзя. Выбор места для произведения монументального искусства накладывает большую ответственность на градоначальников, культурную общественность, причастную к их установке, тем более, если речь идет о межправительственных соглашениях. Конечно, некоторые памятники приходится переносить. Жизнь не стоит на месте, и ситуация в конкретном месте может измениться.

«СГ»: А какие еще памятники планируется установить в Москве в ближайшее время?

И.В.: По генплану Москвы предусматривается установка многих памятников, поэтому на рассмотрении нашей комиссии немало предложений. Одно из самых значимых — установка памятника святому князю Владимиру. С местом определились — Боровицкая площадь. Это одна из важнейших площадок города. Проблема в том, что Боровицкой площади не повезло, при реконструкциях она с годами постепенно превратилась в своеобразную транспортную развязку, где, по сути, пешеходам и делать нечего.

Стоит задача благодаря установке памятника вернуть ее москвичам. Попытки преобразить площадь делались и раньше, так, в 1990-е годы был проведен градостроительный конкурс. Здесь предполагалось построить новый музейный комплекс, передвинуть некоторые старые здания и др. Теперь же подход более бережный, памятник планируется установить со стороны Моховой, за его «спиной» высадить в три яруса зеленые насаждения, которые закроют глухую стену старинного здания. Вокруг монумента будет разбит сквер и обеспечен сюда доступ пешеходов.

Сам памятник будет уменьшен в размерах по сравнению с проектом, который предлагался для Воробьевых гор. Здесь другие масштабы. Так что установка памятника — процесс не быстрый, порой от идеи до реализации проходит не один год.

Установка памятника — дело затратное, поэтому и до революции у нас в стране было немного монументов. Сегодня в Москве на особо важные объекты выделяются бюджетные средства, но в основном объявляется сбор народных средств, привлекаются меценаты