Оправдание Ниф-Нифа

Архитекторы считают, что солому недооценивают как строительный материал

На первый взгляд, словосочетание «соломенный дом» звучит несерьезно и даже саркастически. На память сразу приходит сказка о трех поросятах, один из которых — Ниф-Ниф воздвиг дом из соломы для экономии времени и едва не поплатился за это жизнью. Однако в реальности многие архитекторы считают солому полноценным строительным материалом, имеющим целый ряд достоинств, среди которых, прежде всего, стоит отметить экологичность, энергоэффективность и дешевизну.

Подтверждением тому стали итоги открытого конкурса на строительство культурного центра в городе Лариса в греческой области Фессалия. Вторую премию на конкурсе получил проект соломенного здания от архитектурного бюро GeorgesBatzios Architects. Как говорят авторы, это — абсолютный образец устойчивой архитектуры, не наносящий вреда окружающей среде и имеющий глубокие корни в местной культуре.

«Соломенный дом» — это своеобразный симбиоз архитектуры и местного сельского хозяйства — двух компонентов, определяющих лицо Фессалийской равнины. Здание заимствует свою конструкцию у старых амбаров, развалины которых можно встретить в окрестностях Ларисы. Однако архитекторы считают, что простое копирование сегодня не уместно, изменился контекст: необходимо принимать во внимание влияние урбанизации. Поэтому архитекторы предлагают сочетание природного материала и современных технологий.

В Фессалии традиционно выращивают пшеницу. Именно «золотую» пшеничную солому и использовали авторы проекта для создания оболочки здания. Солома прессуется, и из нее формуются строительные блоки. Этот метод строительства достаточно широко используется в Северной Европе. Внешний облик здания идеально вписывается в природное окружение.

Проектом предполагается, что основной объем здания должен состоять из двух уровней — на первом разместятся необходимые культурному центру помещения, на втором — чердаке — будет открытое публичное пространство.

Как уже было сказано, проект George BatziosArchitects получил вторую премию на конкурсе, поэтому не известно, будет ли он реализован. Между тем «соломенные» архитектурные опыты уже ставились в Европе. Хорошим примером может служить построенный в 2011 году в Таллине временный летний театр под открытым небом. Здание, спроектированное эстонским архитектурным бюро Salto AB, было построено в центре города, в саду расположенном на месте бывшего Skoone Bastion, специально для молодежного эстонского ТеатраNO99, артисты которого все лето давали там представления. В противовес фессалийскому проекту таллинский театр не использовал естественный цвет соломы. Напротив, театральный контекст потребовал другого цвета — соломенные блоки были покрашены черной краской. Так как здание было временным (оно простояло с мая по октябрь 2011 года), соломенные стены не были ничем покрыты, что делается при строительстве постоянных сооружений. Зато это дало возможность включить в восприятие здания тактильные ощущения и подчеркнуть «конечность жизненного цикла» материала. Опыт таллиннского театра, его последователи из Греции, а также другие «соломенные» проекты показывают, что использование традиционных материалов в сочетании с новыми технологиями открывает перед архитекторами и строителями новые возможности.


Проект соломенного культурного центра от архитектурного бюро Georges Batzios Architects занял 2-е место конкурса в городе Лариса (Греция)