Огонь, вода и… конденсат

Огонь, вода и… конденсат

Эксперты оценивают влияние пожара на состояние собора Нотр-Дам-де-Пари

Крупный пожар, случившийся 15 апреля в соборе Парижской Богоматери, нанес серьезный ущерб всемирно известному памятнику истории и архитектуры. Огонь, бушевавший несколько часов, уничтожил шпиль собора и часть крыши, повредил внутреннее убранство здания. Окончательные выводы о причинах ЧП будут сделаны позже. А на сегодняшний день известно только, что пожар начался в центральной части крыши, рядом с основанием шпиля. Следователи не исключают, что причиной возгорания могло стать короткое замыкание. Между тем, эксперты по всему миру обсуждают, насколько серьезным могло быть воздействие огня на конструкции храма и каким образом будет организована его реставрация. Корреспондент «СГ» поговорил об этом с кандидатом технических наук, старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института строительной физики РААСН Дмитрием ЖЕЛДАКОВЫМ.


Screenshot_1.png

«СГ»: Дмитрий Юрьевич, что вообще представляют собой стены Нотр-Дам-де-Пари с точки зрения использованных материалов?

Дмитрий Желдаков: Стены собора сложены из известняка. Известняк — очень крепкий камень, состоит почти полностью из одного минерала — кальцита, который является продуктом жизнедеятельности биосферы. В качестве связующего материала использовался гипс. Кстати, добывался он совсем рядом, в каменоломнях Монмартра. При зарождении Парижа каменоломни разрабатывались открытым способом: известняк — на левом берегу Сены, гипс — на правом. Гипс не только скрепляет блоки здания между собой, но и придает им нежный розовый оттенок.

«СГ»: Вы говорите, что известняк — очень прочный материал. То есть пожар не мог серьезно ему повредить?

Д.Ж.: Да, известняк обладает большой прочностью. Кроме того, у него очень низкая влагопроводность и высокая теплопроводность. Эти характеристики обеспечивали минимальное увлажнение конструкции как природной влагой (дождь, снег), так и диффузионной, возникающей при перепадах внутренней и наружной температур. А влага, как известно, является катализатором процессов деструкции, ее низкое значение в конструкциях обеспечивает длительную их сохранность. Что мы и видели на стенах и колоннах собора. А вот горгульи и химеры, которыми так известен фасад собора, находятся в худшем состоянии, ведь на них воздействуют не только дождь и снег, но и газы, растворенные в воздухе большого города.

Важнее то, что в качестве вяжущего при кладке блоков в соборе использовался гипс. Сейчас почти в каждой квартире есть гипсокартонные потолки или стены. И многие знают, что для ванных комнат следует использовать влагостойкий гипсокартон. Гипс обладает гораздо большей растворимостью, но это даже не самое главное. С химической точки зрения, гипс — это гидрат сульфата кальция. Под действием аниона серной кислоты известняк разрушается значительно быстрее. Как только реакция запущена, в качестве одного из ее продуктов появляется вода, что повышает увлажнение конструкции, растворяет гипс. Добавьте сюда высокие температуры во время пожара, ускоряющие реакцию в десятки раз, и огромное количество воды от пожарных брандспойтов.

«СГ»: Как же будут вести себя конструкции собора после пожара?

Д.Ж.: Процессы, воздействующие на стены и конструкции собора, принципиально не изменятся. И скорость их протекания будет очень мала, и соответственно, время, за которое эти процессы приведут к видимым разрушениям, будет велико и может исчисляться десятками и сотнями лет. Но мы говорим о великих памятниках архитектуры и должны мыслить широко. Спасать их надо начинать уже сейчас. Особенно это важно для арочных сводов, арок над витражами. Ведь именно эти конструкции попадают в зону, где возможно выпадение конденсата и активация упомянутых мной процессов.


Справочно:

Собор Парижской Богоматери расположен в восточной части острова Сите на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной на фундаменте языческого храма Юпитера. Готический собор возводился в 1163-1345 годах. Высота собора 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м. Фасад собора разделен по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали на три яруса галереями.