Приложением ПО стройке торговая интернет-площадка с российским отраслевым софтом заработает уже в мае

Приложением ПО стройке торговая интернет-площадка с российским отраслевым софтом заработает уже в мае

Приложением ПО стройке торговая интернет-площадка с российским отраслевым софтом заработает уже в мае Shutterstock/FOTODOM

Мария ПЕШКОВА, операционный директор Gaskar Group:

пешкова.jpg

Минцифры РФ анонсировало создание маркетплейса для российских разработчиков программного обеспечения (ПО). На специализированной платформе будет размещен софт в первую очередь для сферы строительства и нефтегазовой промышленности. Его полноценный запуск был запланирован на 2024 год, однако в пилотном режиме электронная площадка заработает уже в мае этого года. Причин для ускорения можно назвать минимум две: российские программы должны как можно быстрее заместить западный софт в реальном секторе экономики, а единая платформа для разработчиков должна поспособствовать ускорению процесса цифровизации этих отраслей.

Дело в том, что внедрение программ для управления строительными проектами даже в Москве сегодня встречает сопротивление. В регионах с этим процессом дела обстоят еще печальней: во-первых, специалисты не понимают, что им даст цифровизация кроме затрат на софт, а во-вторых, не во всех регионах знают, что такое отечественное ПО вообще существует. Появление электронного каталога должно поспособствовать продвижению продуктов.

Решение создать специализированный маркетплейс нивелирует определенную зависимость от зарубежных платформ. Ограничения в отношении российских разработчиков от тех же Google Play или AppStore уже не будут выглядеть устрашающе: размещение там в принципе не будет востребованным. Также эти сервисы сейчас не дают нам никакой информации о разработчике ПО кроме его рейтинга и имени. Фактически мы приобретаем у них продукт под свою ответственность и только после покупки узнаем о его качестве и понимаем, не теряем ли мы деньги.

Если государство создает собственный маркетплейс, то там должны быть сведения о юридическом лице, ИНН продавца, чтобы клиенты могли посмотреть историю компании и убедиться в ее благонадежности. В этом будет большое преимущество российской площадки.

Анонсированная Минцифры российская платформа сегментирована — на ней будут размещаться полезные для предприятий решения, и клиент сюда будет приходить за конкретным профессиональным софтом, с уже сформированным пониманием потребности. То есть бизнесу можно будет снять нагрузку с отдела продаж, поскольку при нажатии кнопки «купить» в силу вступает договор оферты. Так компании-разработчики могут сократить документооборот, не тратить ресурсы на презентацию и продвижение продукта. При этом в регионах России и бизнес, и заказчики из госсектора, возможно, впервые узнают о том, что вообще сегодня может предложить отечественный рынок софта.

Разработчики, со своей стороны, смогут изучать, следить за конкурентами в своей нише. Это полезно, так как стимулирует развитие. Тут также важно отметить еще один аспект — у некоторых разработчиков есть опасения, что попасть на российский маркетплейс смогут не все. Мне кажется, эти опасения беспочвенны: разработчики отечественного ПО сегодня на передовой, и государство это понимает. IT-интеграторы получают поддержку, льготы, а вступить в реестр отечественного ПО сегодня может абсолютно каждый. На основании этих данных и будет формироваться маркетплейс.

Да, безусловно, есть такие гиганты, как «Яндекс», у которого много ресурсов — и финансовых, и человеческих. Но тут вопрос в том, что подобные компании, как правило, не предлагают узкоспециализированные решения. Поэтому разработчики, создающие уникальный продукт для конкретного сегмента бизнеса, найдут своего покупателя.

Другой аспект — крупные IT-корпорации на маркетплейсе смогут увидеть эти решения маленьких компаний и начать скупать этот бизнес. Но опять же: насколько это плохо? Ведь разработчики получают финансирование своих продуктов и вместе сделают больше. Поэтому считаю, что отечественный маркетплейс может стать еще одной площадкой для развития стартапов со всей России. На индустрию разработки опять-таки это повлияет положительно.

Но есть и вопросы, которые для нас, разработчиков отечественного ПО, очень важны. Если, например, госпредприятие или компания с определенной долей государственного участия захочет купить что-то на маркетплейсе, нужно ли будет для этого организовывать конкурс? Если да, то пользователями (покупателями) маркетплейса станут только частные компании. Чтобы он стал площадкой для заключения сделок для всех участников сектора, государству необходимо предусмотреть меры поддержки. Например, субсидирование использования отечественного ПО. При этом важно, чтобы информация о такой возможности была интегрирована на самой площадке, в ее интерфейсе. Тогда все пользователи будут в плюсе — и те, кто покупает, и те, кто продает.