Архитектура слова: в столице открылась уникальная выставка уличного искусства

Архитектура слова: в столице открылась уникальная выставка уличного искусства

Архитектура слова: в столице открылась уникальная выставка уличного искусства

До сентября в Москве на территории городского пространства «Арт Квартал» будет работать необычная выставка «Архитектура слова», приуроченная к 30-летию Москомархитектуры. На стене вдоль железнодорожных путей от Курского вокзала в сторону Центра современного искусства «Винзавод» и Центра дизайна Artplay появилось пять работ современных уличных художников. Участники проекта — Slak_Aesthetics с работой «Масштаб», Дима Retro («Словами не описать»), Кирилл Кто («Без названия»), Petro_Aesthetics (Future), Иван Найнти («По пути хаоса»).

Бывшая серая стена стала по сути первой легальной городской площадкой, где стритарт будет представлен в формате временной экспозиции. Как пояснила «Стройгазете» куратор проекта Сабина Чагина, идея выставки родилась из классического граффити. Художники этого направления называются райтерами: они «пишут слова» на стенах и заборах. С примерами их творчества можно познакомиться, когда едешь на электричке мимо столичных промзон и складов — бесконечные заборы вдоль путей украшают замысловатые узоры-надписи. Но эти слова не для нас, они, скорее, для «своих». Через эту систему знаков создавалась некая коммуникация внутри сообщества. Со временем язык граффити трансформировался, эволюционировал и дополнился почти универсальными изображениями и символами. Художники вышли за пределы закрытого сообщества, субкультуры, на улицы города, чтобы через свое искусство установить диалог с городскими жителями.

«По сути, это первая легальная городская площадка, где уличные художники могут выставляться в формате временной экспозиции и устанавливать диалог с жителями города. И начинается этот проект с выставки «Архитектура слова», которую поддержала Москомархитектура. Художники через работы говорят с нами словами-изображениями», — пояснила «СГ» Сабина Чагина.

По мнению председателя Москомархитектуры Юлианы Княжевской, это проект для всех жителей столицы. «Нам было важно сделать именно уличную выставку, поскольку такой формат является наиболее открытым и доступным для горожан, — подчеркнула глава ведомства. — В прошлом году в честь юбилея Москомархитектуры у нас было много активностей, направленных на знакомство с городом, — квесты, экскурсии, образовательные спецпроекты. И выставка стала логичным продолжением этой истории, когда люди напрямую взаимодействуют с городским пространством, видят его трансформации собственными глазами. Город идет на сближение с художниками. Мы как орган исполнительной власти все для этого сделали — согласовали эту замечательную стену, этот забор с РЖД, и вот сегодня мы можем видеть эти прекрасные работы».

В свою очередь, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов считает, что появление нового артобъекта на карте столицы является отражением тех больших изменений, что сейчас происходят в городе. «В “Арт Квартале” создается прецедент того, как может развиваться территория, — отметил он. — Это пример того, как искусство осваивает поверхности и превращает их в инструмент влияния. Архитектура сегодня — не только большая стройка, но и масса разных акций, связанных в том числе и с искусством. Это хорошая практика, и мы будем ее тиражировать по городу. Я убежден, что красота спасает мир, и искусство предоставляет огромный ресурс для диалога. В период нестабильности, который мы сейчас наблюдаем, это особенно важно. Граффити — всегда очень яркое явление в городе, в этих работах заложены обнадеживающие и позитивные моменты».

Slak_Aesthetics о своей работе «Масштаб»:

_MG_9523.jpg

«Этот шрифтмасштаб создан в конструктивистском стиле. Я взял простые элементы — кубы, параллелепипеды — и масштабирую их в различных пропорциях, составляя из них буквы. Можно сказать, это некая метафора города, в том смысле, что город строится тоже из простых элементов: из блоков создаются дома, из домов — кварталы и т. д. На создание эскиза мне потребовалось около недели: сначала я высвечивал его проектором на стене, размечал по линейке, потом натягивал веревку и уже по ней клеил скотч»