
Значительная экономия бюджета
Согласно национальному проекту «Инфраструктура для жизни», сегодня перед представителями стройотрасли России стоит задача до 2030 года построить и реконструировать 3,7 тыс. км автомобильных дорог. На эти цели из бюджета выделено 9,2 трлн рублей, напомнил исполнительный директор Института экономики роста Антон Свириденко.
По его словам, чтобы эффективно и качественно справиться с этой задачей, необходимо пересмотреть подход к выбору материалов и технологий. В частности, значительно больше строить дорог из бетона: он износостойкий, мало подвержен деформации, обеспечивает хорошую сцепку с колесами, почти не нагревается в жару и не требует регулярного ремонта.
«Если асфальтобетонное покрытие требует замены слоя износа раз в 3 года, текущего ремонта — через 12 лет, а капремонта — через 24 года, то цементобетонное покрытие не нуждается в замене верхнего слоя, а капремонт ему понадобится только через 30 лет», — пояснил Антон Свириденко. Исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина напомнила, что согласно исследованиям, в 2023 году проведенным экспертами МАДИ, конструкции дорожных одежд с монолитными цементобетонными покрытиями практически во всех случаях экономически более выгодны.
Проректор МАДИ Виктор Ушаков уточнил: «Поскольку до 2030 года в России планируют построить 50 обходов крупных городов, по которым будут ездить большегрузы, цементобетонные дороги с учетом их износостойкости будут как нельзя кстати».
Антон Свириденко добавил, что согласно Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года доля цементных дорог в России должна составлять около 50% от всего объема: «Конечно, мы понимаем, что при нынешнем объеме в 3% это нереальная цифра. Поэтому хорошо бы приблизиться хотя бы к 10-20%». Дарья Мартынкина уточнила, что отрасль сегодня полностью готова к производству обозначенного объема цементобетона.
Главный экономист Института имени П. А. Столыпина Борис Копейкин огласил результаты исследований, согласно которым в 2024 году «возможная экономия от строительства дорог из цементобетона вместо асфальта составила бы порядка 1,5% годового ВВП при условии расчета на весь 45-летний жизненный цикл дороги».
Равнение на зарубежный опыт
Эксперты института привели положительные примеры зарубежного опыта. Например, в Германии доля автобанов из цементобетона — около 30%, в Китае — порядка 50%. В США из цементобетона строятся участки, на которые приходится больше всего трафика. Однако, как заметил научный руководитель факультета городского и регионального планирования НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, эти цифры не совсем корректные: «Дело в том, что в этих и многих других странах из бетона строят трассу далеко не полностью, а лишь некоторые ее элементы: например, отбойные полосы или повороты на скоростных магистралях».
В России строительство дорог из цементобетона поддерживает компания «ЦЕМРОС». Первая такая дорога была построена в Краснодарском крае в 2024 году, она соединяет участок улицы Коммунальной от региональной трассы Краснодар — Кропоткин до мясокомбината «Южный». Также эксперты компании регулярно участвуют в разработке документации, производят новые цементные смеси повышенной прочности.
Сместить фокус внимания на применение цемента в строительстве твердых дорожных оснований порекомендовал президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «РОСАСФАЛЬТ» Николай Быстров, поскольку полностью ремонтировать цементные трассы достаточно сложно и дорого, в то время как на асфальтовые требуется гораздо меньше усилий и средств.
В свою очередь, заместитель генерального директора «РОСДОРНИИ» Владимир Мартинсон уточнил, что сегодня в России нет никаких ограничений на строительство цементобетонных дорог. Минимальная их доля в общем объеме связана с тем, что подрядчиков, работающих с асфальтом, в разы больше, чем тех, кто работает с цементом. «Строительство дорог из асфальта проще и быстрее, чем из бетона, к тому же дешевле. Поэтому подрядчикам выгоднее делать именно такие дороги», — уточнил он, добавив, что обсуждения и споры по поводу замены асфальтовых дорог на бетонные идут уже много лет. «Однако для этого подрядчикам необходимо перестроиться под новые технологии», — пояснил эксперт.
Качество и скоростной режим
По мнению первого вице-президент холдинга «Сибирский цемент» и председателя комитета по дорожному строительству НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Валерия Бодренкова, реальному сектору экономики и обычным гражданам все равно, из какого материала будут состоять дороги, главное — чтобы они были прочными и на них не образовывались ямы, которые необходимо постоянно чинить. «Ненадлежащее дорожное полотно снижает маневренность и уменьшает темп движения даже на скоростных трассах. Например, когда въезжаешь в Германию, на телефон приходит уведомление, что в стране 70% дорог — без ограничения скорости», — сказал эксперт и добавил, что российскому автодорожному оператору также нужно стремиться к такому «сервису», делая качественные дороги и выбирая для этого соответствующие материалы и технологии.
В целом, эксперты сошлись во мнении, что дискуссия получилась очень продуктивной и ее необходимо развивать в будущем, чтобы дороги в России отвечали самым высоким стандартам, были прочными, долговечными и удобными для всех пользователей.
Номер публикации: №26 25.07.2025