Все лучшее — детям: Андрей Бочкарев о перспективах образовательного строительства

Все лучшее — детям: Андрей Бочкарев о перспективах образовательного строительства

Все лучшее — детям: Андрей Бочкарев о перспективах образовательного строительства Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы
В российской столице развернута масштабная программа строительства образовательных объектов. Благодаря этому за последние десять лет в городе ликвидированы очереди в детские сады и школы, однако динамичное градостроительное развитие Москвы требует возведения новых учебных учреждений. Каких, в каком количестве — об этом в преддверии Международного дня защиты детей «Стройгазете» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей БОЧКАРЕВ.

Бочкарев ZIL_3551.jpg

«СГ»: Андрей Юрьевич, какое значение образовательная инфраструктура имеет для столицы, и по каким принципам рассчитывается потребность в учебных местах при строительстве новых городских районов и кварталов?

Андрей Бочкарев: Существуют специальные нормативы градостроительного проектирования Москвы, которые учитывают целый ряд показателей. Если минимально допустимый уровень обеспеченности объектами образования дифференцируется по районам и поселениям в зависимости от общих градостроительных, экономических и социально-демографических характеристик, то максимальный показатель зависит от типа застройки и степени урбанизации территории. При этом расчетная обеспеченность принимается по согласованию со столичным департаментом образования и науки с учетом фактического дефицита либо избытка мест в существующих школах и детских садах.

В целом комфорт городской среды и шаговая доступность объектов социальной инфраструктуры, в том числе образовательной, были и остаются в числе приоритетов градостроительной политики Москвы. Именно поэтому из года в год планы строительства таких объектов стабильно высоки. Так, с начала текущего года мы уже ввели в эксплуатацию 13 детских садов и 3 школы, всего же по итогам года планируется построить 19 школ и 37 садиков.

«СГ»: Сохраняется ли сегодня в столице дефицит учебных мест для детей?

А.Б.: Действительно, ранее наблюдалось неравномерное распределение школ и детских садов по районам Москвы. Но активное градостроительное развитие потребовало пересмотра подходов и масштабного строительства объектов образования. Так, за последние десять лет в столице построено более 320 детских садов и 150 школ. В старых, сложившихся городских районах при необходимости проводим реконструкцию и расширение существующих объектов, а все проекты новых кварталов, строящихся в том числе и за счет инвесторов, предусматривают возведение необходимого количества социнфраструктуры. Такой по-настоящему прорывной масштаб возведения образовательных объектов позволил снять остроту вопроса по обеспечению маленьких москвичей местами в школах и детских садах.

«СГ»: А какая доля строящихся объектов образования приходится на инвестпроекты?

А.Б.: Объемы инвестиционного строительства, на самом деле, велики — более половины образовательных объектов возводится девелоперами. Так, в прошлом году за счет средств внебюджетных источников было возведено 40 детских садов и школ. В этом году девелоперы планируют сдать 24 здания для дошкольников и 10 школьных строений, причем на сегодня уже достроено 15 объектов. А в следующем году силами инвесторов предполагается ввести в эксплуатацию 39 зданий — 22 садика и 17 школ.

Хочу обратить внимание: в решении проблемы обеспечения детей доступным образованием в городе нужно сохранять баланс между частными и муниципальными соцобъектами. И мы совместно с инвесторами нашли выход из ситуации: застройщик обязуется построить объекты именно за счет собственных средств, но при этом соблюсти сроки и требования городского департамента образования и науки. А уже после ввода в эксплуатацию объекты передаются в ведение Москвы на безвозмездной основе: такие школы и сады доступны детям всего района.

Для этого с июля прошлого года Москомстройинвест ведет работу по заключению с инвесторами договоров, согласно которым они обязаны передавать соцобъекты в собственность города. За это время подписано уже 10 контрактов с передачей городу 24 образовательных объектов более чем на 11 тыс. мест. В прошлом году подобные договоры были заключены с девелоперами «МИЦ», «Самолет», «Гранель», а в этом — с «Группа ЛСР», «РГ Девелопмент» и «Э.К. Девелопмент».

«СГ»: В последние годы в городе стали появляться оригинальные проекты школ и детских садов. Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных.

А.Б.: Так и есть, качество проектов за последние годы действительно заметно выросло. Сегодня все здания строятся из качественных и безопасных материалов, а при планировании помещений применяются самые современные и передовые архитектурные решения. Более того, все объекты строятся с учетом потребностей маломобильных учеников, а в уже возведенных зданиях устанавливают пандусы, информационные таблички и другое необходимое оснащение.

В развитие темы необходимо заметить, что недавно были утверждены стандарты качества проектирования и строительства детских садов и школ, которые определяют качество используемых материалов, цветовые решения, правила композиции и обустройства прилегающих территорий, а также компоновку объектов. Более того, рекомендации содержат даже перечень растений, предполагаемых к высадке около школ и детских садов. Конечно, ссылки на этот дизайн-код найдут место в техническом задании, которое будут получать подрядчики строительства.

При этом стоит отметить, что в городе и до этого появлялись интересные проекты. Например, в Новой Москве силами инвестора построен образовательный комплекс, где акцент сделан на дополнительное образование в области живописи, скульптуры, архитектуры, компьютерной графики и моделирования. Внутреннее оснащение рекреационных пространств там предусматривает заполнение творческими работами учащихся: встроенные в стены рамы для картин и постеров, ниши с подсветкой для скульптур и моделей, потолочные конструкции для объемных инсталляций.

«СГ»: Не секрет, что после включения в состав Москвы новые округа испытывали особую нехватку образовательных учреждений. Удалось ли удовлетворить потребность жителей ТиНАО за эти годы?

А.Б.: На самом деле, новые, активно развивающиеся микрорайоны ТиНАО, обеспеченные необходимой транспортной инфраструктурой, крайне востребованы молодыми семьями с детьми. И, несмотря на то, что в эксплуатацию ежегодно вводятся как школьные, так и дошкольные здания, спрос на социальные объекты остается на высоком уровне. Именно поэтому мы всегда уделяем большое внимание увеличению темпов строительства и количества образовательных объектов. Напомню, всего с момента присоединения к Москве в новых округах построены 69 детских садов и 31 школа. В этом году планируется возвести еще 10 школьных зданий на 7 170 человек, а также 22 детских садика на 4 865 мест. А до конца 2024 года в Новой Москве появятся 39 школ на 33 510 учащихся и 52 детских садика на 12 475 мест, из них 68 объектов — общей вместимостью более 35 тыс. детей — за счет средств инвесторов.

73 детских садика и школы, построенных инвесторами за счет собственных средств, появятся в Москве в 2022-2023 годах