Битва в пути: как реализуется крупнейший инфраструктурный проект России

Битва в пути: как реализуется крупнейший инфраструктурный проект России

Битва в пути: как реализуется крупнейший инфраструктурный проект России vk.com/gkavtodor
В транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) первым пунктом значится реализация федерального проекта «Европа—Западный Китай». Имеется в виду создание международного транспортного маршрута (МТМ), который не только связал бы автомобильным сообщением Китай и Европу, но, главное, стал бы одной из основных транспортных артерий России за счет скоростной автомобильной дороги М-12 «Москва—Нижний Новгород—Казань » с продолжением до Екатеринбурга.

Всемирно-историческое значение

Российские участки автодорог МТМ «сошьют» воедино пять крупнейших промышленно развитых регионов страны: Подмосковье, Владимирскую и Нижегородскую области, Чувашию и Татарстан. А в дальнейшем — и весь Урал. По масштабу, объемам финансирования (622 млрд рублей) и своему значению будущая скоростная дорога является крупнейшим инфраструктурным проектом десятилетия.

Новая трасса свяжет также крупнейшие автомагистрали ЦКАД, М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева» и многие другие автодороги регионального и местного значений. Что немаловажно, будущая М-12 протяженностью более 800 км должна «поехать» уже в 2024 году! Выдержать эти сроки — дело чести для куратора проекта, вице-премьера РФ Марата Хуснуллина. И, зная его умение добиваться результата, есть уверенность: через два года от Москвы до Казани можно будет доехать за шесть с половиной часов.

Работы идут

Трассировка М-12 сейчас проходит, как правило, по неезженным местам, как бы вдали от глаз общественности. Может быть, поэтому для большинства россиян она пока невидима, но есть уже многочисленные свидетельства, что разворачивается стройка по своим масштабам просто уникальная.

Так, нынешней зимой прошла предварительная подготовка: аккумулировались строительные материалы, устанавливались и налаживались многочисленные асфальтобетонные заводы, велись отсыпка земляного полотна, выторфовывание болот, обустраивались армогрунтовые насыпи, производилось укрепление откосов железобетонными конструкциями. Как сообщили «Стройгазете» в ГК «Автодор» (вместе с Росавтодором отвечает за локальные участки МТМ «Европа—Западный Китай»), к месту работ уже завезли почти 11 млн куб. м песка, щебня и щебеночно-песчаной смеси.

Сейчас обустройством земляного полотна, прокладыванием коммуникаций и возведением искусственных сооружений занимаются почти 11 тыс. человек и более 4 тыс. единиц строительной техники. Для 192 мостов и путепроводов, которые будут возведены по ходу трассы, забивают сваи, устраивают монолитные конструкции опор, монтируют балки и бетонируют плиты для пролетов.

Санкции — не помеха

В рамках недавнего XVII Всероссийского форума-выставки «ГОСЗAКАЗ» заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов посетил стенд «Автодора», где председатель правления госкомпании Вячеслав Петушенко доложил о ходе строительства. Именно там состоялось обсуждение и вопросов импортозамещения, в том числе дорожностроительной техники (ДСТ). Глава «Автодора» отметил, что в этом году проблем не будет, но в перспективе необходимо развивать отечественное производство ДСТ. Госкомпания ведет активный диалог с Минпромторгом РФ, российскими производителями и дорожными компаниями. В частности, только в организованном «Автодором» совещании по вопросам оказания мер господдержки при замещении импортной ДСТ и запчастей к ней аналогами, выпускаемыми в России, приняли участие представители свыше 30 ведущих производителей техники, подрядных строительных организаций, эксперты отраслевых объединений и профильные чиновники. Кстати, накануне мероприятия в «Автодоре» провели системный анализ парка крупных российских компаний, которые строят и эксплуатируют скоростные дороги. Выяснилось, что до 35% парка подрядчиков подлежит замене в течение ближайших пяти лет, а потребность крупных дорожных компаний в отечественной ДСТ — порядка 830 единиц. Наиболее востребованными являются катки, грейдеры, дорожные машины на базе самосвалов.

Фотодневник стройки российских участков МТМ «Европа—Западный Китай»:

На 56-м км нулевого этапа М-12 в Московской области стартовали работы по укладке асфальтобетона на основном ходу. В прошлом году выполнено устройство более 14 км нижних слоев асфальтобетонного покрытия на участке от ЦКАД до трассы А-108. В 2022 году планируется запустить движение на этом отрезке протяженностью 23 км. Общая протяженность нулевого этапа — 65 км. Для связи М-12 с дорожной сетью предусмотрено устройство трех развязок в разных уровнях и 31 искусственного сооружения — мостов, путепроводов, пешеходных переходов. Сейчас работы ведутся на 26 сооружениях. На объекте задействовано более 380 единиц техники и свыше 1,2 тыс. рабочих, механизаторов и высококвалифицированных специалистов.

vk.com/gkavtodor

Обеспечивать поставку асфальтобетонной смеси SP 32-Э на первом этапе М-12 будут четыре асфальтобетонных завода (АБЗ) общей производительностью 500 тонн в час. Один из заводов начнет работать уже в мае. За 2022 год на участке протяженностью 80 км, проходящем от пересечения с дорогой А-108 «Московское большое кольцо» до М-7 «Волга», планируется уложить порядка 640 тыс. тонн смеси, которая подходит для дорог с интенсивным трафиком и рассчитана на экстремальные нагрузки. В ее состав входит уникальное вяжущее вещество, которое специально запроектировано под климатические условия Московской и Владимирской областей. До конца года запланировано обустроить порядка 65 км верхнего слоя основания дорожной одежды. В работах по укладке задействовано 80 человек и 44 единицы техники, среди которых асфальтоукладчики, катки, гудронаторы, выполняющие подгрунтовку и разливающие эмульсию, перегружатели, подающие смесь с самосвалов, минипогрузчики, самосвалы и т. д. В пик работ по укладке асфальта планируется задействовать 150 человек и 70 единиц техники.

vk.com/gkavtodor

По территории Владимирской области проходят первый, второй, третий и часть четвертого этапа М-12. Рядом с городом Петушки на пересечении с автомобильной дорогой М-7 «Волга» сейчас идет устройство ростверков на двух опорах путепровода. Недалеко от Владимира на пересечении с М-7 «Волга» выполняется бетонирование элементов опор в технологических укрытиях. Возле Мурома на пересечении с региональной дорогой «Муром—Волга» движение транспорта идет по временной схеме, позволяющей устраивать ростверки опор. Всего во Владимирской области будет пять развязок.

vk.com/gkavtodor

На четвертом этапе в Нижегородской области осуществляется возведение трех развязок. Так, на пересечении с региональной дорогой около поселка Мухтолово и на месте будущей развязки с дорогой Р-158 под Арзамасом идет устройство стоек опор. Еще одна развязка будет построена на пятом этапе на пересечении с дорогой «Работки— Порецкое» рядом с городом Сергач. В настоящий момент организуется временная объездная дорога, ведется монтаж одного из металлических пролетных строений.

Сложный рельеф пятого этапа М-12 строители корректируют насыпями высотой от 16 до 21 м, общая протяженность таких насыпей примерно 6 км. Грунт для них берут в том числе из выемок на этом же этапе. До июня планируется приступить и к укладке первого асфальта на основном ходу. А чтобы все 108 км пятого этапа М-12 соответствовали параметрам трассы I технической категории, строителям придется возвести 190 искусственных сооружений: 57 мостов и путепроводов, 133 малых искусственных сооружения. В работе уже 85 сооружений, на 13 из них строители трудятся круглосуточно. Бетон для них поступает с двух заводов, установленных рядом с трассой. В общей сложности на участке задействовано 1 939 человек и 707 единиц техники, количество постоянно увеличивается, часть рабочих и механизаторов привлекается из близлежащих деревень и городов.

vk.com/gkavtodor

На шестом этапе недалеко от города Шумерля (Чувашская Республика) на пересечении с межрегиональной дорогой «Чебоксары—Сурское» запроектирована развязка по типу «клевер» с восемью съездами и путепроводом на существующей дороге. Путепровод будет состоять из двух сталежелезобетонных пролетных строений. Сейчас там бетонируют шкафные стенки и устраивают подходы к путепроводу. На седьмом этапе на пересечении с межрегиональной дорогой А-151 «Цивильск— Ульяновск» рядом с городом Канаш забивают пробные сваи и ведут земляные работы.

vk.com/gkavtodor

Строители Татарстана сейчас работают на трех развязках восьмого этапа. На пересечении с федеральной дорогой Р-241 «Казань— Буинск—Ульяновск» и межрегиональной дорогой «Казань—Ульяновск—Камское Устье» возведено несколько опор и смонтированы пролетные строения. На будущей развязке с межрегиональной дорогой «Столбище— Атабаево» работают над устройством фундаментов опор. Всего в республике на М-12 запроектировано шесть развязок.