Большинство россиян не понимают содержание квитанций ЖКХ

Большинство россиян не понимают содержание квитанций ЖКХ

Большинство россиян не понимают содержание квитанций ЖКХ Shutterstock/FOTODOM

Почти 70% россиян не понимают содержание квитанций жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и не знают, за что платят. Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе компании «Домиленд», со ссылкой на собственное исследование.

По данным исследования, основная причина роста задолженности россиян перед коммунальными и ресурсоснабжающими организациями — низкий уровень грамотности населения в сфере ЖКХ. Так, только 33% опрошенных разбираются в квитанциях, снимают показания счетчиков и понимают, за что они платят. Еще 11% респондентов могут проконтролировать отдельные значения в квитанциях.

При этом почти четверть (27%) россиян не вникают в квитанции и подключают автоплатеж, еще 16% вообще не понимают, откуда берутся суммы, а 13% даже никогда не видели квитанции и считают, что это не их дело, заниматься вопросами ЖКХ.

Эксперты отметили, что вопросы контроля тарифов ЖКХ и суммы платежей стоят достаточно остро. Индексация тарифов происходит регулярно, также существуют сезонные корректировки стоимости и плановое изменение тарифов. Однако, менее трети россиян (29%) контролируют платежи до копейки, остальная часть опрошенных в разной степени не осведомлена о том, за что платят и как формируется сумма. Так, 25% вообще не вникают в эти вопросы, так как считают, что вряд ли смогут на что-то повлиять, 28% знают, что оплачивают помимо обязательных пунктов часть услуг или сервисов, которыми не пользуются, 11% не понимают, как формируется цена по 1-2 позициям, а 7% немного разбираются в счете, но платят по общим тарифам с переплатой.

Специалисты также рассказали, что треть россиян (32%) предпочитают оплачивать квитанции ЖКХ в кассах поставщика услуг, на втором месте по популярности личный кабинет или приложение банка (26%) и замыкает тройку лидеров почта, где платежи совершает около 16% опрошенных. Помимо этого, граждане оплачивают счета за «коммуналку» на госуслугах (11%), в терминалах или банкоматах (9%), а также в личном кабинет УК и поставщика услуг (6%).

По словам директор бизнес-линии ЖКХ компании «Домиленд» Татьяны Волчковой, современные сервисы могут решить часть проблем россиян, особенно в вопросах прозрачности и обоснования платежей за ЖКУ. «Пока что почти половина респондентов считают, что даже такое простое решение, как мобильное приложение для общения с управляющей компанией и оплаты услуг ЖКХ — это сложно, лучше все делать лично. Однако, количество сторонников растет. При этом, по нашим данным, при внедрении цифровых сервисов количество должников по коммунальным платежам сокращается в среднем на 30%», — рассказала она.

Ранее «СГ» сообщала, что с 1 июля 2022 года в России произошло летнее повышение тарифов ЖКУ.

Справочно:

По данным Минстроя России, общая задолженность за жилищно-коммунальные услуги за последние два года выросла на 15%, платежная дисциплина снизилась с 95-98% в 2020 году до 93,76% на начало 2022 года. Долги населения перед коммунальными и ресурсоснабжающими организациями выросли с 741 млрд рублей до 767 млрд рублей.