«Квартиранты» из подвала
Для решения этого вопроса, полагают в АКОН, кабмину необходимо внести изменения в 52-ФЗ, разрешив ТСЖ и другим некоммерческим формам управления МКД организовывать временное проживание своих сотрудников в нежилых помещениях, относящихся к ОИ многоэтажек. «Такое решение положительно скажется на возможностях ТСЖ привлекать специалистов рабочих профессий с периферии своих регионов, где есть проблемы с трудоустройством, запустив механизм внутренней трудовой миграции», — считает президент АКОН Никита Чулочников.
Свое предложение в АКОН аргументируют тем, что ТСЖ и другие некоммерческие формы управления МКД столкнулись с дефицитом сотрудников рабочих специальностей, особенно остро эта проблема стоит в крупных городах. Данная ситуация неминуемо ведет к росту зарплат, заставляя ТСЖ увеличивать плату за содержание ОИ, вносимую жителями МКД. Также ТСЖ вынуждены привлекать мигрантов из ближнего зарубежья вахтовым методом, дополнительно платить за аренду их жилья, а для сокращения издержек нелегально размещать их в неприспособленных для проживания помещениях, чтобы было легче прятать от проверяющих органов.
ТСЖ пытаются обсуждать эту ситуацию с проверяющими органами, выясняя, как оборудовать помещение для легального проживания. Но на практике выясняется, что это невозможно без изменения статуса помещения с нежилого на жилое. Сама процедура в регионах сильно забюрократизирована, требует множества документации, согласований и т. п.
«Об остроте проблемы свидетельствуют не только частые обращения к нам ТСЖ из крупных городов со всей страны — от Москвы до Владивостока, но и то, что многие из них боятся заявлять об этом открыто, опасаясь, что к ним сразу же прилетят с проверками сотрудники госжилинспекций или МЧС», — сетует Никита Чулочников.
Чем не соцпакет?
Сегодня в этой сфере занято около 3 млн человек, и дефицит кадров действительно существует, составляя, по оценке заместителя министра строительства и ЖКХ России Алексея Ересько, около 200 тыс. сотрудников. На первый взгляд, цифра не столь уж велика, тем более что компании имеют возможность смягчать проблемы за счет набора иностранных граждан. Но в действительности острота ситуации зависит от величины населенного пункта. В больших городах сложностей с набором персонала много и зависимость от труда мигрантов высока, тогда как в регионах дела обстоят противоположным образом.
Если предложение АКОН будет реализовано, то это, скорее всего, поможет привлечь в отрасль дополнительных сотрудников. Но на пути реализации такой инициативы возникает слишком много ограничений. Изменить закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» будет весьма сложно, так как в обоснованности установленного им режима не приходится сомневаться в силу того, что использование подвалов и подсобок под жилье не только нивелирует разницу между жилыми и нежилыми помещениями, но и повышает эпидемиологические и пожарные риски. Кроме того, это усиливает дискриминацию самих малооплачиваемых работников и наносит вред их здоровью, ведь они вынуждены ютиться в антисанитарных условиях в неприспособленных для жизни помещениях, зачастую не имеющих окон и не оснащенных канализацией.
«Нежилые помещения не предназначены для проживания по санитарным нормам, жить там вредно и опасно, там проходят коммуникации и т. д. А наличие посторонних людей создает неудобства для жителей. Я регулярно получаю жалобы на то, что в подвале живут работники ЖКХ, разводят тараканов, используют электроприборы, что может привести к пожарам», — отмечает зампредседателя Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.
Законодатель согласна, что нехватка кадров в крупных городах весьма высока. И, например, в Москве дефицит дворников и уборщиц в ЖКХ составляет около 50%. Добросовестные управляющие компании (УК) нередко размещают сотрудников в наемном жилье. Но для многих УК сегодня затраты на это действительно являются неподъемными по экономическим причинам. Поэтому, по мнению Светланы Разворотневой, решение проблемы следует искать на пути развития института служебного жилья. И одновременно нужно заняться формированием государственных или муниципальных программ, реализация которых создавала бы условия для обеспечения работников сферы ЖКХ жильем по результатам их трудовых усилий.
«При наличии гарантий по такой программе у работника будет понимание, что если он долго проработает в отрасли, то получит квартиру», — предлагает Светлана Разворотнева.
Надо учиться
Магистральный же путь решения проблемы нехватки кадров лежит в области развития системы профильного образования и превращения ЖКХ в современную отрасль и хорошо оплачиваемую сферу приложения труда.
Отчасти это происходит естественным путем. «С развитием малой механизации даже профессия дворника уже перестает быть низкоквалифицированной, не говоря уже о более сложных направлениях, и это тоже стоит учитывать при привлечении специалистов», — считает Алексей Ересько.
Но в целом престижность специальностей в сфере ЖКХ по-прежнему невысока. Поэтому, как напомнил замминистра, представители Минстроя России на постоянной основе взаимодействуют с учебными заведениями в целях популяризации отрасли и создания системы профильного профессионального образования.
Основы для нее уже заложены, многие высшие и средние учебные заведения начали подготовку кадров для ЖКХ, утверждены ключевые профстандарты таких специальностей. Но, по словам заместителя председателя Совета Федерации РФ Галины Кареловой, пока связи профильных образовательных организаций и работодателей не налажены должным образом. Поэтому, в частности, целесообразно обязать студентов учебных заведений проходить практику в УК. «Стоит также уделить внимание образовательным программам и разработать курсы дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров в сфере ЖКХ, в том числе ускоренные», — предложила Галина Карелова.
Галина КАРЕЛОВА, заместитель председателя Совета Федерации РФ:
«Профильное образование имеют не более трети занятых в ЖКХ работников. И пока отсутствуют эффективные инструменты прогнозирования кадровой потребности, что затрудняет определение приоритетных направлений подготовки и актуализации профессиональных и образовательных стандартов»
Никита ЧУЛОЧНИКОВ, президент АКОН:
«В дореволюционной России в домах были предусмотрены специальные помещения для проживания дворников. И этот институт дореволюционных дворников, созданный не только для уборки придомовой территории, но и для своеобразной охраны, контроля доступа и присмотра за домом сохранялся и действовал в крупных городах еще в советское время до конца 50-х годов прошлого века. Нужно взять все ранее хорошо работавшие практики и перезапустить их в современных условиях»
200 тыс. сотрудников не хватает сегодня в сфере ЖКХ, по оценкам Минстроя России
Номер публикации: №36 23.09.2022