Сегодняшние реалии состоят в том, что платежи с граждан за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) рассчитываются практически всегда по нормативу — либо с каждого прописанного в квартире человека, либо за каждый квадратный метр жилья. Во многих регионах с начала мусорной реформы давно определились, какой из нормативных вариантов более рационален. В частности, плату за вывоз мусора в зависимости от квадратных метров взимают в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и многих крупных городах. Выбор именно такого расчета связан с тем, что в мегаполисах значительная часть квартир сдается в аренду, и потому нет возможности определить, сколько людей фактически проживает на той или иной жилплощади.
Оплата по нормативу явно несовершенна. Она приводит к тому, что граждане часто недоплачивают или переплачивают за вывоз мусора. Второе нередко происходит, когда единственный собственник занимает большое помещение. И хотя очевидно, что мусорят не квадратные метры, а люди, вариант оплаты по фактически произведенным отходам практически не применяется.
Как отметил Александр Коган, основная причина этого — отсутствие условий и возможностей для замера мусора. По его словам, разрабатываемый законопроект будет направлен на их создание. Прежде всего, в рамках рабочей группы будет прорабатываться вопрос о том, что необходимо сделать, чтобы возникла инфраструктура, позволяющая гражданам платить за вывоз ТКО по факту. В том числе, чтобы во дворах появилось больше контейнеров, оборудованных электронными системами, фиксирующими объем выброшенного мусора. «В осеннюю сессию мы планируем представить первые предложения», — сказал депутат.
Как заявил «Стройгазете» заместитель исполнительного директора национального центра «ЖКХ Контроль» Андрей Костянов, введение оплаты вывоза мусора по факту — вопрос комплексный, но внедрять данный принцип надо, это совершенно правильная инициатива. Ведь вывоз ТКО — это коммунальная услуга, а оплата любой услуги зависит от потребленного ее количества, и вывоз мусора в этом отношении ничем не лучше и не хуже оплаты воды, электричества и прочих услуг, в отношении которых принцип оплаты по факту прекрасно применяется.
Эксперт напомнил, что и сейчас закон дает возможность оплачивать вывоз мусора по фактическому потреблению, но региональные операторы далеко не всегда готовы заключать соответствующий договор с управляющими компаниями и ТСЖ — в значительной мере потому, что технически организовать такой сбор в подавляющем числе дворов пока невозможно: для этого необходимо каким-то образом отделять в баке мусор жильцов дома от мусора, выбрасываемого условными прохожими.
Хотя практика подобного «огораживания» иногда встречается, она пока не получила достаточного распространения, так как для такой организации сбора отходов необходимо преодолеть ряд технических препятствий, чтобы дать возможность доступа к баку только «своим». Тем не менее, в Москве и других регионах есть дома, жители которых добились заключения договоров о расчетах по фактическому вывозу.
При этом эксперт не считает, что для введения фактической оплаты надо в каждом дворе организовать условия для взвешивания отходов, например, установив контейнеры с соответствующими датчиками или оборудовав весами саму контейнерную площадку: расчетной единицей является контейнер, и средняя плотность ТКО, по которой рассчитывается количество мусора, прекрасно известна. А что касается взвешивания, то это актуально для расчетов между региональным оператором и полигоном, куда отходы сдаются. «Промышленная история со взвешиванием и учетом отвезенного на полигон мусора — это совершенно иная тема. Она не должна волновать жильцов, обязанности которых сводятся к своевременной оплате услуги по вывозу отходов мусоровозом», — заключил Андрей Костянов.
Александр КОГАН, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды:
«Реализацию мер, которые позволят людям платить за вывоз мусора по факту, возложат на управляющие организации и регоператоров по обращению с ТКО»
Номер публикации: №31 25.08.2023