В зоне повышенных рисков: жители домов со спецсчетами нуждаются в господдержке

В зоне повышенных рисков: жители домов со спецсчетами нуждаются в господдержке

В зоне повышенных рисков: жители домов со спецсчетами нуждаются в господдержке Shutterstock/FOTODOM
Формирование института активных собственников было и остается одной из целей реформы ЖКХ. Процесс это не простой, так как требует от граждан осознания собственных интересов и умения их отстаивать в условиях рынка. Поэтому и многоквартирных домов (МКД), жильцы которых решились самостоятельно управлять ими и поддерживать в нормативном состоянии, в стране пока немного: в 2015 году их доля стартовала с 7,5% и к 2017 году увеличилась до 11,1%. Но затем прирост таких МКД серьезно замедлился и стал идти примерно по проценту в год. В результате в 2019-м количество МКД со спецсчетами составило 92 691 (12,8%), а к концу 2021-го достигло почти 100 тыс., или примерно 14% от всех МКД, включенных в региональные программы капитального ремонта.

Расценивать эти цифры как серьезный успех сложно: такими темпами половина домов перейдет на спецсчета не ранее 2055 года. Но экстраполяцию на столь длительный срок, конечно, нельзя считать достоверной, тем более, если принять во внимание, что все кризисные явления в экономике в первую очередь осложняют жизнь именно жильцам, которые копят средства на спецсчетах, а не тем собственникам, которые предпочли остаться в системе «общего котла».

Верно это и применительно к нынешней ситуации в экономике, в связи с чем эксперты советуют принять дополнительные меры господдержки жителей домов со спецсчетами. Недавно с такой инициативой выступила заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Это сейчас тем более необходимо сделать, так как, по ее мнению, никаких реальных шагов, поддерживающих «спецсобственников», в последние годы не предпринималось.

При этом нововведения, направленные на совершенствование системы капремонта, нисколько не облегчили жизнь ответственным владельцам. Так, недавно принято постановление, согласно которому цена договора между Фондами капремонта и подрядчиками может быть увеличена до 30%. Также теперь может быть существенно увеличена сумма авансового платежа — до 80% в целях закупки подрядчиком ресурсов или оборудования (при этом необходимо предъявить документ, подтверждающий их приемку) или до 50% в иных целях. Эти средства выплатят при условии, что осуществляется казначейское или банковское сопровождение. Данные меры должны помочь смягчить подорожание стройматериалов и услуг и обеспечить выполнение ремонтных работ в домах в кризисный период. Однако они касаются договоров, которые заключают с подрядчиками региональные фонды капремонта. Что же касается владельцев спецсчетов, то в этом вопросе свободы у них вроде бы и больше, раз они могут самостоятельно менять условия договора. Однако такое преимущество не имеет сейчас никакого практического значения — в кризис у всех денег меньше, и активным собственникам просто негде взять дополнительные средства, чтобы увеличить цену договора и размер аванса. Правда, они могут самостоятельно принять решение о повышении взноса, но сделать это можно далеко не всегда — такие решения крайне неохотно поддерживают небогатые соседи. И понять их несложно: любое превышение взносов над минимальным уровнем не учитывается при назначении субсидий на оплату ЖКУ и при выплате компенсаций льготным категориям граждан. Вот и получается, что найти деньги сверх собранного невозможно, тогда как риски в случае невыполнения работ в срок вполне реальны, как и следующее за этим «наказание» — перевод дома в систему «общего котла».

К тому же при замене лифта даже для спецсчетов действует правило по ограничению размера авансового платежа. Есть и другие нюансы. «Все это может привести в будущем к дальнейшему ухудшению ситуации с проведением запланированных работ в домах, выбравших спецсчета», — предупреждает Светлана Разворотнева.

По мнению депутата, реализацию негативного сценария, при котором дома со спецсчетами толком не ремонтируются, допустить нельзя: это не только не будет способствовать сохранности жилья, но и нагрузит регфонды капремонта дополнительными неисполненными обязательствами. Наконец, это неверно политически. «Домами со спецсчетами, как правило, управляют ответственные собственники, которые приняли на себя заботу о судьбе своего дома. А таких, согласно стратегии ЖКХ, должно быть больше», — уверена Светлана Разворотнева.

Сергей Пахомов, председатель Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:

пахомов.jpg

«Первое, программа капремонта будет. Мы сейчас прорабатываем решения для контроля за фондами капитального ремонта, потому что есть угроза, что в какой-то момент мы уже получим «обманутых капремонтщиков»: там уже ситуация не очень хорошая, в том числе у нас десятки миллиардов рублей недосбора за это время, а обязательства есть. Второе, мы ищем внутренние ресурсы в отрасли для того, чтобы «подкинуть деньжат». У нас на сегодняшний день действует НДС — это наш резерв, в этом плане мы будем работать. Но с контролем сегодня не очень, с качеством работ не везде хорошо в капремонте, к финансовому состоянию фондов тоже есть большие вопросы. Будет ли организован доступ средств федеральных и региональных бюджетов на этот рынок – вопрос остается открытым. Но я думаю, что мы даже на средней дистанции нескольких лет без этого качественно не справимся, не сможем — не хватит средств»

Олег Николаев, глава Чувашской республики:

ОЛЕГ НИКОЛАЕВ.jpg

«Необходимо выработать законодательные инициативы для решения проблем капремонта в домах со спецсчетами. Нужны четкие и понятные механизмы и регламенты работы, чтобы был удовлетворен главный потребитель — собственник МКД»