Динамика есть
Спикер выступил с инициативой рассмотреть с кабмином вопрос введения в профильном министерстве должности заместителя, отвечающего за вопросы развития ЖКХ и конкретно за модернизацию лифтов. «Мы сегодня рассматривали этот вопрос с коллегами и заместителями — нет ответственного», — пояснил он необходимость такого решения. Председателю Комитета по строительству и ЖКХ Сергею Пахомову в преддверии отчета правительства РФ в ГД дано указание обсудить это с главой Минстроя России Иреком Файзуллиным.
В целом, по данным министерства, на сегодняшний день в замене нуждаются 78 тыс. из 545 тыс. лифтов — примерно 14%. Как заявил заместитель главы Минстроя России Алексей Ересько, одна из самых тяжелых ситуаций сложилась в Приволжском федеральном округе. Правда, в целом по России «положительная динамика есть», так как ежегодно заканчивается срок эксплуатации у 10 тыс. лифтов, а заменяется примерно 15 тыс. «После падения количества замены лифтов в 2022 году мы восстановили рост. И если в 2022-м было заменено 9,8 тыс. лифтов, то в 2023-м — больше 16 тыс.», — подчеркнул Алексей Ересько.
Неподъемная задача?
В то же время на уровне рядовых потребителей проблема воспринимается все острее. Как сообщила замглавы думского Комитета по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, в последнее время растет число обращений граждан к депутатам: люди жалуются на неудовлетворительную работу подъемных устройств в их домах.
Ранее было решено, что все лифты, исчерпавшие срок службы, должны быть заменены в 2025 году, но средств на это в региональных фондах капремонта не хватает. «Мы видим, что полных замен старых лифов на новые в большинстве регионов не произойдет», — констатировала депутат.
Как заявил «Стройгазете» вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров, проблема устаревания лифтового парка «действительно очень серьезная, и, как ни считай, необходимое число замен крутится вокруг цифры в 100 тыс. единиц». Но такое количество и в разрезе 5 лет смотрится неподъемным, а за год это осуществить совершенно нереально.
Как напомнил эксперт, в 2019 году срок замен был продлен с 2020 по 2025 год совершенно неслучайно: это увязано с планами регионов. Но после произошел скачок цен на металл на 30-40%, затем случилась пандемия, а в 2022 году началась СВО и последовали санкции. В итоге стоимость лифтового оборудования выросла в два с лишним раза, увеличились сроки поставки комплектующих.
Без государства никуда
Зависимость отрасли от импорта некоторых узлов сохраняется. Эксперт обратил внимание на отсутствие производства в стране такого важнейшего элемента оборудования современного лифта, как частотный преобразователь. «Есть два совместных предприятия, которые пока их выпускают в ограниченном количестве. Но чисто отечественного такого прибора нет. Ранее компания METEOR Lift получила грант на разработку отечественного частотного преобразователя от Минпромторга. Надеюсь, в следующем году мы его увидим», — сказал Алексей Захаров.
Он также отметил неудовлетворительную работу в ряде регионов, власти которых слишком медленно планировали и осуществляли обновление парка подъемных устройств. В результате примерно в десяти субъектах, где имелись вполне достаточные средства, был упущен момент, когда замены можно было осуществить по прежним ценам, чтобы облегчить задачу на будущее.
В итоге, по мнению Алексея Захарова, уже неизбежно, что срок замены лифтов необходимо будет опять продлить. И в любом случае регионам потребуется помощь от государства. «Такую поддержку следует оказать всеми доступными способами, в том числе при помощи соинвестирования, факторинга, путем предоставления льготного кредитования и т. д., поскольку фонды капремонта и граждане за счет средств на спецсчетах самостоятельно решение этой проблемы не вытянут и необходимый объем замен не произведут», — заключил представитель Национального лифтового союза.
Сергей ПАХОМОВ, председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ:
«Сегодня производители не имеют возможности нести ответственность даже за гарантийные сроки работы лифта по причине того, что не могут обеспечить качественный его монтаж и эксплуатацию. Необходимо обеспечить надлежащее качество работ на каждом этапе жизненного цикла конкретного лифта. Именно это мы и укладываем в основу будущих решений»
Номер публикации: №11 22.03.2024