Подъем втридорога: возросшая стоимость лифтового оборудования может застопорить капремонт МКД

Подъем втридорога: возросшая стоимость лифтового оборудования может застопорить капремонт МКД

Подъем втридорога: возросшая стоимость лифтового оборудования может застопорить капремонт МКД Максим Мишин/ АГН «Москва»
В Общественном совете (ОС) при Минстрое России под председательством заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Алексея Ересько прошло заседание комиссии ОС по лифтовому хозяйству. Участниками мероприятия было принято решение о создании рабочих групп, задачей которых станет выработка эффективных мер по обеспечению доступности лифтов в многоквартирных домах (МКД) и по их безопасной эксплуатации. В ходе заседания профильные эксперты сконцентрировались на поиске решений, которые необходимо реализовать в целях скорейшего обновления лифтового парка. По словам Алексея Ересько, это требует усиления взаимодействия органов власти всех уровней с профессиональным сообществом.

Стратегическая цель по замене к 2025 году 125 тыс. лифтов остается приоритетной. Но, по подсчетам ведомства, ежегодно производится замена порядка 16 тыс. лифтов, что явно недостаточно. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо предпринять неотложные меры по сдерживанию цен на лифтовое оборудование для системы капитального ремонта МКД. По данным, которые привел секретарь комиссии по вопросам лифтового хозяйства Петр Харламов, с начала года рост цен на лифты в РФ составил до 30%. Он также отметил увеличение числа несостоявшихся торгов.

На повышение ценовых издержек при проведении ремонтов в многоквартирном жилом секторе указала и исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта Анна Мамонова: «Мы ориентировались на цену лифтов в 1,1 млн рублей, а сейчас получаем прайсы на 2 млн. И это ведет к большому числу несостоявшихся торгов».

Таким образом, к настоящему времени образовалось значительное несоответствие реальной цены лифтов и предельных расценок, установленных регионами. За максимальную стоимость на местах отвечают органы власти субъектов, при этом многими из них не учитываются методические рекомендации Минстроя России по ее определению. Все это серьезно тормозит темпы капремонта в МКД. Поэтому, считает Анна Мамонова, для системы капремонта принципиально важно сегодня зафиксировать цены, потому что за конечную платит потребитель, то есть собственники. А региональным операторам необходимо ориентироваться на понятную стоимость хотя бы в полугодовом временном промежутке. В противном случае торги не состоятся, поскольку регионы не успеют среагировать на организационный процесс.

Члены комиссии выдвинули и целый ряд других предложений по решению актуальных проблем лифтовой отрасли. В частности, они признали целесообразным продлить действие постановления правительства РФ №1667 от 30 сентября 2021 года, предусматривающее возможность увеличения цены договора на капремонт до 25% в связи с удорожанием стоимости материалов. Далее, по их мнению, следует снять возможные барьеры и в целом упростить импорт микроэлектронных компонентов из «дружественных» стран для систем управления и контроллеров, а также внести изменения в постановление правительства РФ №615, позволяющие выплачивать подрядчику авансовый платеж в размере до 50% от стоимости договора, при этом значительно снизив требования к банковской гарантии для ее удешевления.

Все участники заседания выступили за бюджетное софинансирование работ по замене лифтов в рамках программ капремонта в МКД. Соответствующее обращение в правительство за финансовой поддержкой ранее уже было направлено профсообществом. Высказались эксперты и за использование таких механизмов, как совмещенные торги, а также факторинг, успешный опыт применения которого имеется при поддержке Фонда содействия реформированию ЖКХ (Фонд ЖКХ). «Замена лифтового оборудования — вопрос не сегодняшнего дня. Тем более, что он был отработан, и органы власти начали так действовать, чтобы получать субсидии. Поэтому, если есть возможность организации льготного кредитования, то ее необходимо использовать», — сказала заместитель генерального директора Фонда ЖКХ Ольга Сердюк, уточнив, что ряд мер можно задействовать быстро.

Члены комиссии обсудили тему снижения уровня контроля за безопасностью лифтов. Как подчеркнул Петр Харламов, в настоящее время в стране складывается тревожная ситуация относительно безопасного использования и эксплуатации лифтов, в частности свидетельствующая об отсутствии соответствующего госконтроля (надзора). Не наделен правами ни один орган государственной исполнительной власти, уполномоченный контролировать соблюдение требований технического регламента «Безопасность лифтов» и Правил безопасного использования и содержания лифтов. Ранее эту функцию исполняли Ростехнадзор и некоторые другие ведомства, но сейчас такой орган не определен. В целях исправления ситуации сегодня подготовлены и рассматриваются несколько концепций. В их числе и та, которая предполагает сохранение ввода лифтов в эксплуатацию с участием госорганов. Работа по ним еще не доведена до конца, а лифтовикам, к сожалению, сегодня приходится сталкиваться с рядом препятствий, в том числе с позицией Минэкономразвития РФ, которое считает, что снижение травматизма не является заслугой лифтового сообщества.

В целом, по мнению отраслевых общественников, чтобы обеспечить необходимое обновление лифтового парка до февраля 2025 года в рамках программ капремонта и их безопасную эксплуатацию, следует задействовать эффективные механизмы. Решено, что этими вопросами займутся две новые рабочие группы по ценообразованию и модернизации лифтов, а их предложения будут направляться в Общественный совет при Минстрое, а затем в само министерство и другие ведомства.

Справочно:

В России в I квартале 2020 года была законтрактована замена 3181 лифта, а в 2021 году — 6008 лифтов. В I квартале 2022 года состоялись торги и заключены договоры по замене 3117 лифтов на общую сумму более 10,825 млрд рублей и фактически произошел откат к уровню замен 2020 года.



Теги: