Сергей Александрович, ранее Комитетом по строительству и ЖКХ была сформирована «дорожная карта» реформирования ЖКХ, состоящая из 39 пунктов. Во что трансформировался этот документ, какие из пунктов будут реализованы?
В рамках поручений председателя Госдумы Вячеслава Володина мы провели большую аналитическую и методическую работу, массу консультаций с представителями отрасли по всем пяти направлениям. Мы подготовили рекомендации в адрес органов исполнительной власти и разделили их на следующие темы — модернизация коммунальной инфраструктуры; совершенствование механизма регуляторных соглашений и тарифного регулирования; государственный учет жилищного фонда, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах; управление жилищным фондом; общие вопросы сферы ЖКХ.
Несколько раз в стенах Госдумы встречались с представителями федерального правительства. Надо сказать, практически по всем пунктам коллеги из исполнительной власти с нами солидарны и готовы работать. Часть рекомендаций находится исключительно в зоне компетенции министерств и ведомств — там нужно разработать подзаконные акты, но есть и пункты, где мы либо активно создаем свои законопроекты, либо уже внесли их.
Кстати, по ряду позиций мы передвинули сроки влево и выполнили поставленные задачи до конца 2024 года. Итоговая версия «дорожной карты» есть в свободном доступе, можно сверить ее с системой обеспечения законодательной деятельности, чтобы увидеть, что для нас это один из главных краткосрочных документов в работе.
Правительство определилось с направлением развития системы управления МКД, сделав выбор в пользу дальнейшего совершенствования лицензирования. Какие законодательные новеллы нужно внести в Жилищный кодекс в этой связи?
Блок ЖКХ в Минстрое выражает мнение, что менять в целом ничего в системе не следует, достаточно просто чуть усложнить процедуру получения лицензии. Исходя из этой позиции, непосредственная ответственность за качество работы лежит полностью на Минстрое. При этом, выходя во двор, мы видим, что перемены не помешали бы, мягко говоря. Нужны глубокие изменения, направленные на повышение качества обслуживания МКД. Это очевидно и подавляющему большинству жителей в многоквартирных домах, и коллегам из Общественной палаты, и экспертам, и участникам рынка.
Вне зависимости от того, каким путем мы в итоге пойдем, у нас есть позиция, где мы не готовы ни на какие компромиссы, — реальные контрольные функции органам госжилнадзора нужно возвращать. Здесь точно не может быть никаких сомнений и двойных трактовок. Это, кстати, красной нитью проходит через все три сценария развития системы управления жилым фондом.
Согласно оценкам, в регионах насчитывается свыше 100 тыс. лифтов, отработавших гарантийный срок службы в 25 лет. И, скорее всего, большая часть из этого числа не будет заменена до 15 февраля, как это предусматривает Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов».
Мы сосредоточиваемся на решении проблемы на законодательном уровне в той ее части, где действительно можем повлиять на безопасность лифтового оборудования. В конце ноября мы внесли на рассмотрение законопроект, который позволит навести порядок с обслуживанием лифтов в стране. Предлагаем более четко урегулировать — то есть сделать профессиональным — рынок оказания таких услуг. Если лифт сделан качественно и своевременно и профессионально обслуживается, он может проработать и гораздо больше 25 лет.
Сегодня зачастую работу лифтов в жилых домах поддерживают сами управляющие компании, ТСЖ и ЖСК, в составе которых нет ни нужных специалистов, ни диагностического оборудования. Из-за такого обслуживания срок службы техники сокращается, а зачастую лифты просто останавливаются.
Предлагаем в рамках изменений в Жилищный кодекс наделить правительство России полномочиями по установлению профессиональных критериев для компаний, работающих с лифтами, и созданию открытого реестра таких организаций. Какими мы видим эти критерии:
— определенное количество аттестованных специалистов в штате компании;
— наличие складской базы запчастей и компонентов с необходимым количеством для обслуживания парка лифтов;
— наличие круглосуточной аварийно-диспетчерской службы;
— территориальная доступность для оперативного обслуживания.
Одновременно предлагается разработать обязательный типовой договор между управляющими организациями и организациями, ответственными за техподдержку лифта. Будет типовой договор — будет и единая ответственность, а значит, и повышение безопасности.
Какие цели мы преследуем? Сделать обязательным наличие профессиональных кадров, обслуживающих лифтовое хозяйство, ввести контроль и упорядочить ответственность за качество оказываемых услуг. И, конечно, в первую очередь, повысить уровень безопасности.
Особенно плохо обстоит дело с обновлением лифтового парка в домах со спецсчетами. Это и другие обстоятельства нередко являются поводом для разговоров о том, что спецсчета необходимо отменить, оставив лишь «общекотловой» способ финансирования капремонтов. Вы разделяете такие намерения?
За последний год приняли несколько законопроектов, направленных на улучшение качества капитальных ремонтов многоквартирных домов. Но вы правы в том, что есть проблемы с МКД, в которых способом сбора средств выбраны спецсчета. Они касаются не только лифтов, но это просто наиболее сложное техническое устройство, нуждающееся в особом внимании и качественном обслуживании, так как от его состояния напрямую зависят жизнь и здоровье граждан.
Уже сейчас по статистике мы видим, что именно в тех домах, которые аккумулируют взносы на спецсчетах, а не в региональных фондах, есть проблемы с платежной дисциплиной. Плохая собираемость создает цепную реакцию, поскольку качество работ не может быть хорошим, если денег на работу нет. Эти проблемы могут стать причиной более существенных неприятностей.
Подготовленный нами к первому чтению законопроект стимулирует собираемость взносов за капремонт домов, которые выбрали спецсчет в качестве формы аккумулирования средств. Поддерживаем инициативу наших коллег из Костромской думы. Конечная цель — не только подтянуть платежную дисциплину, но и обеспечить качество проводимых работ по итогу.
Сейчас порог собираемости установлен в Жилищном кодексе на уровне 50%. Если денег собирается меньше, включаются надзорные функции органов ГЖИ. Предполагается поэтапно повысить такой порог, начав с планки в 75%. Если все-таки привести в чувство никого не удастся, то будет приниматься принудительное решение о прекращении формирования специального счета.
Одновременно с этим мы держим в фокусе внимания необходимость дифференцировать размер взносов на капитальный ремонт в домах с лифтами и без: это будет справедливо и поможет, в том числе, тем домам, которые собирают деньги на спецсчетах.
Позвольте спросить о планах на 2025 год. Каким он сложится для ЖКХ? Какие законы необходимо разработать и принять в первую очередь?
Если говорить об уже принятых документах, то мы внесли изменения в Жилищный кодекс, которые усилили контроль за проведением капремонта в МКД. В 2023 году мы дали регионам и собственникам право проводить техническое обследование домов. Законом 2024 года разрешили использовать результаты таких исследований для изменения графика проведения работ по капитальному ремонту. Проще говоря, если жители или региональные власти решили, что в первую очередь нужно менять крышу, а не ремонтировать фасады, то фонд капремонта должен порядок изменить. Есть принятые законопроекты, ускоряющие работу ГИС ЖКХ, которую мы хотим сделать основной точкой входа по всем вопросам — управление МКД, поставка ресурсов, контроль за деятельностью управляющих организаций и т. д.
Вернули конкуренцию в вопросах обслуживания внутриквартирного и внутридомового газового оборудования после того, как в некоторых регионах власти и ресурсники воспользовались новыми правилами и стандартами не для повышения качества обслуживания и безопасности, а для набивания своих карманов.
Кроме того, у нас в комитете на рассмотрении в статусе внесенных находится 19 законопроектов. После первого чтения дорабатываем законы о гарантированном обслуживании для аварийных жилых домов, об обязательных инвестиционных программах для ресурсоснабжающих организаций, об обязательной отчетности управляющих организаций перед жителями по жестким параметрам, о повышении платежной дисциплины на капремонт для домов и о новой системе технического обслуживания лифтов.
Работы достаточно. И 2025 год мы для нашего комитета обозначаем как Год жилищно-коммунального хозяйства. Впереди реализация нацпроекта «Инфраструктура для жизни» — мы обязаны достойно подготовить нормативную базу к началу этого процесса.
Номер публикации: №01 17.01.2025