Операция «Модернизация»: вопросы обновления и ценообразования в сфере ЖКХ выходят на первый план

Операция «Модернизация»: вопросы обновления и ценообразования в сфере ЖКХ выходят на первый план

Операция «Модернизация»: вопросы обновления и ценообразования в сфере ЖКХ выходят на первый план osminstroy.ru
В Москве под сопредседательством министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина и председателя Общественного совета (ОС) при Минстрое России Сергея Степашина состоялось заседание ОС. Ирек Файзуллин, открывая встречу, отметил, что сейчас идет совершенствование рабочих механизмов в нормативной базе по всем направлениям: в строительстве, градостроительстве, модернизации ЖКХ. Совместная работа Минстроя России и ОС дает значительный эффект. Важной составляющей такой работы является сокращение инвестиционно-строительного цикла. «Проведена серьезная работа в этом направлении, и здесь мы ставим перед собой задачу довести к 2030 году всю стройку на 1000 процедур. И это абсолютно все процедуры, которые есть при производстве: от проектирования до ввода объектов в эксплуатацию», — сказал министр.

Главной темой заседания стала модернизация жилищно-коммунального хозяйства. Сфера ЖКХ требует особого внимания, поскольку буквально каждый житель страны сталкивается с ней ежедневно. Так начал свое выступление замглавы Минстроя Алексей Ересько. «У нас есть очень важная и сложная задача — сформировать комплексную программу модернизации коммунального хозяйства до 2030 года с объемом финансирования 4,5 трлн рублей. Безусловно, это серьезная задача, и мы сейчас находимся в глубокой проработке с субъектами по формированию комплексных региональных планов», — заявил он.

По словам Алексея Ересько, реализация этих планов позволит в кратчайшие сроки начать разработку проектно-сметной документации на объектах и предусмотреть софинансирование. В то же время, для обеспечения комплексных подходов модернизации инфраструктуры нужны изменения в нормативной базе. «Нужно будет вводить требования ежегодной актуализации схем водоснабжения и водоотведения и передачи полномочий по утверждению схем теплоснабжения городов до 500 тыс. человек на региональный уровень. Мы уверены, что это позволит максимально эффективно использовать бюджетные и не только бюджетные средства», — отметил замминистра.

Он сообщил, что также сейчас по поручению президента прорабатывается внедрение цифрового платформенного решения, в том числе для осуществления мониторинга схем теплоснабжения в электронном виде.

Не менее важная задача, которую необходимо решить для осуществления комплексного плана модернизации коммунальной инфраструктуры, — это реализация инвестиционных программ. Алексей Ересько уверен, что здесь необходимы типовые формы в сфере водоснабжения и водоотведения. Также требуется перейти на утверждение всех инвестпрограмм в электронном виде.

Замглавы Минстроя затронул также вопросы, связанные с прошедшим отопительным сезоном. Опыт прохождения этого периода показал, что далеко не все субъекты РФ могут позволить себе иметь аварийный запас топлива, тем не менее, сезонность и климат наших регионов требуют такого подхода, при котором в любой момент можно было бы обеспечить недопущение серьезных аварий даже в случае каких-то запредельных температур. «Мы как раз прорабатываем совместно с МЧС формирование аварийного запаса топлива на блочно-модульных котельных. Думаем, что в ближайшее время предложим на обсуждение уже окончательное решение», — сообщил Алексей Ересько.

Он отметил, что сейчас также проводится анализ определения стоимости обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. «Совместно с коллегами из Совета Федерации, Госдумы обсуждаем корректировку внесения в принятую ранее методику по расчету стоимости такого обслуживания. Уверен, что в ближайшее время поправленная методика не позволит недобропорядочным поставщикам услуг, даже среди газораспределенных организаций, доходить до таких стоимостей, которые вызывают негативную реакцию буквально на всех уровнях», — сказал он.

Еще одним важным аспектом является повышение платежной дисциплины. «Субъекты начинают наконец-то слышать, понимают, что это деньги на содержание и эксплуатацию местной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, но, тем не менее, безусловно, нужно эту тему дальше усиливать», — подчеркнул Алексей Ересько. дним из инструментов решения этого вопроса должно стать создание единых расчетных центров, возможно, включение этой системы в структуру ГИС ЖКХ. Также не менее важными являются разработка и введение такого единого платежного документа. «Есть опыты у разных субъектов, мы считаем, что это необходимо развивать на территории всей страны», — заявил замминистра.

Председатель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству ОС Владимир Талалыкин напомнил, что в стратегии развития отрасли указано, что значительная часть систем объектов ЖКХ нуждается в качественной модернизации, а недостатки применяемых методов ценообразования и регулирования обусловливают ситуацию, когда более 40% сетей требуется заменить. «По сути, приходит время радикально менять политику ценообразования для коммунальных организаций. При этом тарифные источники должны стать основным средством развития, модернизации, привлечения инвестиций. В условиях действующих ограничений достичь цели стратегии по переходу коммуналки на самоокупаемость просто нереально», — заявил он. По словам эксперта, это повлечет изменение тарифов и платежей в сторону увеличения. «Однако разумное сочетание темпов повышения оплаты с включением дополнительной защиты домохозяйств, ограниченных в средствах, позволит сбалансировать интересы поставщиков и потребителей», — считает Владимир Талалыкин.

Председатель комиссии отметил, что ЖКХ всегда находится между экономикой и политикой. «Очень часто экономика задвигается на второй план. Но наступает момент, когда надо принимать в том числе непопулярные решения», — сказал он, признав, что это вопрос уровня Госсовета, «тут одного министерства на это не хватит». Глава Минстроя с ним согласился, ответив, что сегодня тарифы ценообразования таковы, что мы имеем в этой отрасли очень много политики. «Ряд регионов даже не выбирает тот объем тарифов, который установлен. Это значит, в отрасль не попали финансовые средства, значит, мы не доплачиваем за жилищно-коммунальное хозяйство. Все оттого, что справедливой системы ценообразования в отрасли нет», — резюмировал Ирек Файзуллин.