Как подчеркнул в начале своего выступления на мероприятии заместитель главы Минстроя России Алексей Ересько, сфера ЖКХ является не только крупнейшим потребителем энергоресурсов, но и формирует около 21% выбросов парниковых газов. Поэтому усилия, направленные на снижение аварийности и потерь в сетях водо- и теплоснабжения, по своей сути являются энергосберегающими. В этой связи большое значение имеют программы «Инфраструктурного меню» и мероприятия по модернизации коммунальной инфраструктуры, проводимые с Фондом содействия реформированию ЖКХ (Фонд ЖКХ). В частности, по словам заместителя министра, сегодня главное отраслевое ведомство совместно с Фондом ЖКХ завершает разработку «Программы модернизации коммунальной инфраструктуры на 2023-2027 годы».
Далее Алексей Ересько сообщил, что с начала года 76 субъектов РФ уже получили инфраструктурно-бюджетные кредиты (ИБК) на общую сумму свыше 176 млрд рублей. Кроме того, в 73 регионах одобрено 225 проектов по «коммунальному» обновлению с использованием льготных займов почти на 137 млрд рублей. На это пойдут средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), реализуемые через Фонд ЖКХ.
При этом для получения большего синергетического эффекта запланирован ряд общесистемных мер, направленных на повышение эффективности инвестиционного планирования в коммунальной сфере, создание стимулов для привлечения частных инвестиций в модернизацию, использование в отрасли экологичных и экономичных технологий.
В завершение замминистра напомнил, что президент России ставит перед регионами более амбициозную задачу — увязать программы капитального ремонта с обновлением коммунальной инфраструктуры. Не менее важное значение имеет и увязка федеральных программ «Чистая вода» и «Оздоровление Волги» с формируемой сейчас программой модернизации.
Выступившая следом руководитель Комиссии ЖКХ Общественного совета при Минстрое России Ирина Булгакова представила доклад о современных вызовах и задачах снижения энергоемкости и углеродоемкости отрасли ЖКХ. В частности, она подробно остановилась на вопросах реализации принятой в 2021 году Стратегии низкоуглеродного развития. По ее мнению, уже сейчас имеются законодательные инструменты, позволяющие помочь осуществлять комплексную модернизацию ЖКХ. На сегодняшний день в Градостроительном кодексе РФ есть понятие программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Но прежде, чем разрабатывать схемы, которые между собой должны быть увязаны в единую программу, необходимо видеть те самые документы социально-экономического прогнозирования, планы вводов объектов капитального строительства, планы программ капитального ремонта.
«Это важно для того, чтобы эффективно вкладывать денежные средства в обновление коммунальной инфраструктуры, использование которой будет востребовано у потребителей», — считает Ирина Булгакова.
В свою очередь, заместитель генерального директора Фонда ЖКХ Ольга Сердюк кратко остановилась на накопленном этой госкорпорацией за последние годы опыте сопровождения различных механизмов содействия модернизации ЖКХ. В коммунальном секторе такая поддержка осуществляется с 2015 года. В ходе реализации программы, предусмотренной постановлением правительства РФ №1451, приоритетом являлись создание и модернизация социально значимых объектов инфраструктуры в населенных пунктах численностью до 500 тыс. человек, обновление которых не окупается за счет тарифных источников. «В текущем году мы приняли участие в реализации запущенной правительством масштабной программы опережающего инфраструктурного развития «Инфраструктурное меню», в рамках которой предоставляются займы за счет средств ФНБ, — рассказала Ольга Сердюк. — Такой механизм позволяет направлять на льготных условиях возвратные средства для экономически окупаемых проектов модернизации коммунальной инфраструктуры без необходимости резкого роста тарифов на коммунальные ресурсы для населения».
Представитель Фонда ЖКХ также сообщила, что сегодня по поручению главы государства разрабатывается новая пятилетняя программа комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры, оператором которой станет Фонд развития территорий (ФРТ). По ее мнению, несмотря на развитую систему мер поддержки в коммунальном секторе, недооцененным и неиспользованным остается потенциал модернизации основного потребителя коммунальных ресурсов — жилищного фонда. Согласно постановлению правительства РФ №18, с 2017 по 2021 годы Фонд ЖКХ реализовывал пилотный проект поддержки энергоэффективного капремонта многоквартирных домов (МКД). Механизм такой поддержки имеет наибольшее стимулирующее воздействие на инициативных собственников помещений в МКД с изначально низким уровнем энергетической эффективности.
«Полагаю, что в дополнение к тем средствам, которые будут направлены на модернизацию коммунальной инфраструктуры, выделение дополнительного финансирования на поддержку такого капремонта позволило бы получить дополнительные эффекты в виде сокращения потерь энергии и снижения платежной нагрузки на население, — заявила Ольга Сердюк. — При проведении энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов совместно с модернизацией коммунальной инфраструктуры мы получим по-настоящему комплексный эффект, на который направлены поручения президента страны и положения готовящейся к утверждению Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ».
Выступившие после докладчики также делились своим опытом и решениями, которые помогли существенно повысить энергоэффективность. Так, заместитель генерального директора по коммерции и развитию компании «Т Плюс» Александр Вилесов раскрыл роль комплексного подхода при реализации инфраструктурных проектов в теплоснабжении. В частности, он отметил, что благодаря предоставлению Фондом ЖКХ льготного финансирования из средств ФНБ компанией будут реализованы проекты модернизации коммунальной инфраструктуры в 17 городах 12 субъектов РФ.
А заместитель министра ЖКХ Республики Башкортостан Юрий Палтусов рассказал о переходе от централизованного к поквартирному отоплению. Подобные решения в регионе реализуются с 2014 года и наиболее актуальны в муниципальных образованиях, расположенных в сельской местности с невысокой плотностью застройки, где также зачастую нет специалистов, имеющих опыт обслуживания котельных. Данная программа была принята в 2015 году, в 2021-м на такой способ отопления перевели более 10 тыс. квартир, стоимость работ составила 2,31 млрд рублей, из которых 2,2 млрд — региональные средства. В ходе завязавшейся дискуссии ряд оппонентов высказал критические соображения о данной практике, однако было отмечено, что она имеет право на существование, хотя и не во всех субъектах.
Не менее интересен опыт и других регионов. В частности, в городе Волжском Волгоградской области ищут нестандартные решения при модернизации городской энергетики и большое значение придают внедрению инноваций в сфере теплоснабжения, а Сахалин опережает многие другие субъекты в деле сокращения углеродного следа и уже формирует рынок купли-продажи квот — прав на выбросы.
Алексей ЕРЕСЬКО, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ:
«Современные вызовы в области изменения климата ставят перед отраслью в первую очередь задачу по энергосбережению. Неэффективность использования первичных источников энергии и коммунальных ресурсов приводит к необоснованному повышению расходов потребителей, росту бюджетных затрат, а также увеличивает нагрузку на окружающую среду»
Номер публикации: №40 21.10.2022