Корректировка балансов: в строительстве и ЖКХ предстоит сформировать современную систему учета расхода ресурсов

Корректировка балансов: в строительстве и ЖКХ предстоит сформировать современную систему учета расхода ресурсов

Корректировка балансов: в строительстве и ЖКХ предстоит сформировать современную систему учета расхода ресурсов Shutterstock/FOTODOM
На недавнем заседании в Комитете ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства были рассмотрены вопросы повышения энергоэффективности жилого фонда. Тема эта не нова и регулярно является предметом экспертного обсуждения. Как напомнил в своем вступительном слове модератор мероприятия, председатель подкомитета ТПП по строительным технологиям, материалам и изделиям Александр Лощенко, повышение энергоэффективности является одной из основ для создания комфортной и безопасной среды обитания.

Почти год назад было принято постановление правительства №1473 «Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности». И в нем констатируется, что поставленная еще в 2008 году ключевая цель госполитики в области энергетической эффективности по снижению энергоемкости ВВП к 2020 году на 40% не была достигнута. Снижение искомого показателя к этому сроку составило только 15%. При этом строительство и ЖКХ относятся к числу наиболее энергозатратных секторов, на них приходится 10% потребляемой в стране энергии. Эта доля могла бы быть ниже, но для систем электро- и теплоснабжения характерен высокий износ. А в теплоснабжении недостаточно используется потенциал когенерации, несмотря на ее высокую эффективность. «Выработка электрической и тепловой энергии за счет когенерации позволяет экономить в среднем около 40% первичного топлива относительно раздельного производства аналогичного объема электрической и тепловой энергии», — отметил Александр Лощенко.

Между тем, правительством установлена цель по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта в стране на 35% в 2035 году по отношению к уровню 2019 года. И ее достижение требует усилий от всех органов власти.

В частности, на это направлен подготовленный в Госдуме законопроект, обязывающий принимать пятилетние планы текущего и капитального ремонта и дающий право субъектам проводить мониторинг реализации этих программ. Реализация заложенных в документе положений будет способствовать повышению уровня энергоэффективности в жилом секторе. Кроме того, депутатами готовятся поправки ко второму чтению законопроекта «О теплоснабжении», где более конкретно прописаны этапы подготовки к зиме, ответственные лица и т. д.

Выступивший следом член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ, гендиректор НП ЭУН «Индустрия Сервейинг» Юрий Павленков рассмотрел в своем докладе текущую организацию капремонта многоквартирных домов (МКД) в регионах. По его мнению, уровень ее невысок, и пора переходить от выборочного ремонта отдельных элементов зданий к комплексной энергоэффективной санации жилых совладений. В свою очередь, президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК) Александр Кочегаров обратил внимание на недочеты в тарифной сфере и отметил, что без внедрения экономически обоснованных тарифов невозможно в должной мере заниматься повышением энергоэффективности в ЖКХ.

Большой интерес участников мероприятия вызвал доклад вице-президента Института экономики города (ИЭГ) Татьяны Полиди, в котором она представила оценки энергоемкости городской экономики в России в сравнении с другими странами.

Результаты этого анализа позволили выработать ряд рекомендаций, реализация которых поможет ускорить снижение энергоемкости как на муниципальном, так и на региональном уровнях.

Прежде всего, эксперты ИЭГ советуют законодательно урегулировать требования к обязательной разработке фактических и прогнозных топливно-энергетических балансов (ТЭБ) субъектов и муниципальных образований, в том числе определить информационную базу (виды и источники данных) для разработки таких ТЭБ. Во-вторых, законодательно определить статус ТЭБ в системе документов стратегического планирования применительно к экономике в целом и к отдельным отраслям.

Следует также разработать официальную статистическую методологию оценки взаимоувязанных показателей энергоемкости ВВП, валовых региональных и городских продуктов, а также показателей энергоемкости по основным видам экономической деятельности и важнейшим секторам экономики (в том числе, конечно, ЖКХ). И определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за мониторинг показателей энергоемкости экономики по сферам деятельности, то есть ввести своего рода единоначалие по этим вопросам вместо сегодняшней системы, когда за такую работу отвечает одновременно сразу три федеральных органа (Росстат, Минэкономразвития России, Минэнерго России) и отсутствует единая методология.

В финальной части заседания его участниками были рассмотрены некоторые аспекты учета тепловой энергии и работы систем диспетчеризации, а также механизмы инвестирования через энергосервисные контракты. По результатам мероприятия был сформирован перечень предложений для направления в профильные министерства.

Татьяна ПОЛИДИ, вице-президент Института экономики города:

Татьяна ПОЛИДИ.jpg

«Следует разработать план мероприятий по цифровизации процессов сбора и обработки первичной информации, необходимой для расчета всех показателей технико-экономических балансов в отношении страны в целом, субъектов и муниципалитетов. Это предстоит сделать, опираясь на цифровизацию и автоматизацию систем учета потребления энергоресурсов различными группами потребителей, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта»