По его словам, критерии данной программы еще до конца не утверждены в правительстве, хотя начальные материалы по ней уже получены, и в настоящее время стоит задача оперативно и комплексно работать в этом направлении. Такая деятельность ведется Минстроем России совместно с Минфином и Минэком, ее результатом должно стать формирование новых пятилетних программ.
Напомним, что ранее правительством было принято решение выделить 150 млрд рублей на модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры в регионах до конца 2023 года, хотя прежде предполагалось направить такой объем из фонда до конца 2025 года. Ускоренное использование средств позволит быстрее добиться позитивных сдвигов в ЖКХ. Теперь же правительство определилось с объемами финансирования и на более длительный срок, гарантировав, что они будут в пять раз больше, тем самым обеспечивая кардинальные позитивные сдвиги в тех сегментах ЖКХ, куда деньги будут направлены в приоритетном порядке.
Как считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, в первую очередь выделяемое финансирование следует направить на ремонт, модернизацию коммунальных систем и снижение уровня износа различной инфраструктуры. «Глобальная цель — обеспечить потребителей всеми коммунальными услугами: от чистой воды до электроснабжения, от водоотведения до вывоза отходов и так далее, предоставлять эти услуги постоянно, в полном объеме и с надлежащим качеством, — говорит эксперт. — Выделение средств на модернизацию ЖКХ позволит улучшить качество услуг ЖКХ, обеспечит их предоставление большему числу потребителей, что улучшит качество жизни, отразится на здоровье граждан».
Вместе с тем, учитывая негативный опыт исполнения многих государственных программ и принимая в расчет огромные масштабы предстоящего финансирования, стоит задача повышения эффективности использования госсредств. По мнению Дмитрия Баранова, главное — сохранять постоянный контроль за их целевым использованием, достижением заявленных целей, измеряемым реальными результатами улучшения качества коммунальных услуг. При этом минимизировать риски нецелевых трат можно за счет прозрачности на всех этапах, от закупок товаров и услуг до сдачи объектов в эксплуатацию. «Возможно, целесообразно использовать контроль потребителей на отдельных этапах, что позволит исключить такие траты, но он не должен мешать организациям ЖКХ, они должны заниматься своей деятельностью, а не постоянно оправдываться перед населением», — полагает Дмитрий Баранов.
Однако если складывается ситуация, что, например, организация ЖКХ рапортует вышестоящим структурам о том, что ремонт успешно идет, а потребители сообщают, что на объекте ничего не происходит, то это повод обратить внимание на ситуацию. «Кардинальное изменение мер регулирования в отрасли также вряд ли необходимо: после принятия программы и определения первоочередных мер и источников их финансирования могут быть изменены меры регулирования, но это должно произойти точечно и быть направлено на повышение эффективности конкретных направлений», — подытожил Дмитрий Баранов.
В свою очередь, руководитель проекта направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Игорь Колесников считает, что в первоочередном финансировании нуждаются практически все сегменты ЖКХ — и речь должна идти о модернизация всей инфраструктуры, с помощью которой предоставляются коммунальные ресурсы и услуги гражданам. «Строго расставить приоритеты нельзя, так как все сферы требуют преобразований и модернизации. Наверное, можно говорить о такой последовательности финансирования: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение», — заявил эксперт «Стройгазете». Он напомнил, что некоторые механизмы финансирования модернизации ЖКХ уже успешно применяются и хорошо себя зарекомендовали. Так, Фонд ЖКХ, недавно преобразованый в Фонд развития территорий, на относительно льготных условиях предоставляет средства не только концессионерам, но и организациям различных правовых форм. И это хороший инструмент, поскольку в случае заключения трехстороннего соглашения между Фондом, администрацией региона и муниципалитетом власти ведут себя ответственно, ведь им нужно не только освоить выделенные средств и правильно ввести объект в эксплуатацию, но и впоследствии вернуть предоставленные финансы государству. Проблема лишь в том, что такой возврат потом крайне затруднен, так как сегодня далеко не все проекты можно признать экономически эффективными. Например, в сфере водоснабжения и водоотведения практически все они не приносят доходов. Так, постройка нового коллектора за 1-2 млрд рублей лишь предотвратит потенциальный вред окружающей среде из-за возможной в будущем аварии, но не начнет генерировать дополнительные денежные потоки. К тому же размер платы граждан за коммунальные услуги ограничен установленными предельными индексами. Эти обстоятельства не позволяют коммунальным предприятиям возвращать даже льготные госкредиты и весьма незначительные проценты по ним.
«Нужно подумать о том, чтобы в будущем использовать в модернизационных проектах не только такие способы, как займы Фонда ЖКХ и выпуск предприятиями облигаций, но и другие механизмы», — советует Игорь Колесников.
Понадобятся в будущем и более эффективные по сравнению с нынешними механизмы контроля за использованием выделяемых средств, которые уже пора начинать прорабатывать. Стоит также признать, что выделенного финансирования хватит далеко не на все неотложные мероприятия. «По нашим оценкам, замена основных фондов только в сфере водоснабжения обойдется в 400 млрд рублей, и еще примерно 600 млрд потребуется для модернизации инфраструктуры водоотведения. Тем не менее, выделенные 750 млрд являются вполне значительной суммой, и ее хватит для того, чтобы улучшить состояние инфраструктуры и качество коммунальных услуг для граждан», — заключил эксперт ИЭГ.
Игорь КОЛЕСНИКОВ, руководитель проекта направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»:
«Использование средств Фонда ЖКХ является хорошим инструментом, но пора подумать и о других механизмах финансирования проектов в коммунальной сфере»
Надежда КОРККА, управляющий партнер компании «Метриум»:
Ключевая проблема в сфере ЖКХ — системный износ коммунальной инфраструктуры практически во всех субъектах страны. По разным оценкам, показатели по износу доходят до 60-70%. Поэтому в приоритете должно быть обновление и модернизация сетей, особенно это касается тепло- и водоснабжения. Можно потратить средства на новую котельную или самую эффективную водоочистную станцию, но пока вода и тепло идут по старым коммуникациям, они будут терять свои свойства (качество воды или высокую температуру) на пути к жильцам. Если конкретнее, то сфере ЖКХ необходимы инвестиции в системы регулирования отопительных сетей. Сейчас несоответствие нагрузки и уровня износа сетей приводит к большим перерасходам и высокой аварийности. Выделенная сумма, конечно, не является достаточной для решения накопившихся проблем, затраты на полноценную реконструкцию много выше и исчисляются триллионами бюджетных рублей. Тем не менее, выделенные 750 млрд сильно помогут в обновлении инфраструктуры. Так получится снизить число аварий и объем потерь при передаче энергии и тепла конечному потребителю, обеспечивать стабильное предоставление услуг для большего числа жителей, например, бесперебойное отопление в зимний период, что в конечном итоге позволит повысить качество обслуживания граждан.
С 2007 года в России существует Фонд содействия реформированию ЖКХ. За годы работы данный механизм выделения средств на модернизацию системы коммунальной инфраструктуры показал свою эффективность. Время его работы постоянно продлевается, сейчас конечным сроком значится 2026 год. На данный момент правительство РФ ускоряет темпы выделения средств на модернизацию и разрабатывает новую программу развития коммунальной инфраструктуры на следующие пять лет. Она подразумевает выделение Фонду ЖКХ за счет ФНБ до 150 млрд рублей ежегодно на возвратной основе. Этот источник принесет порядка 80% всех денежных средств проектам по обновлению коммунальной инфраструктуры в регионах.
Номер публикации: №33 02.09.2022